Опыт других городов внимательно изучают специалисты "Маггортранса", чтобы максимально упорядочить движение общественного транспорта. Учитывается и местная дорожная специфика, и анализ пассажиропотока. В постоянном режиме идёт мониторинг обращений жителей города. Результатом этой работы становятся управленческие решения, призванные привести работу транспортников к очевидным параметрам: точность, комфорт, безопасность. Так, накануне, внесены изменения в расписание автобусов 16-го и 19-го маршрутов: их решено перевести на интервальный график движения.
В нашем городе весьма специфическая загрузка городских магистралей. В часы пик утром и вечером Магнитогорск дружно стоит в пробках. Мы, по количеству автомобилей на сто тысяч населения, уже обогнали Челябинск, Екатеринбург и Уфу. Дорожная сеть на такие нагрузки не рассчитана. И когда мы говорим о точности общественного транспорта, нужно быть прежде всего реалистами. Такой реалистичный подход полезен и для более глубокого анализа ситуации: автобусов большой вместимости на городских дорогах не было около 20 лет. Участники движения отвыкли, многим водителям автобусов приходится восстанавливать навыки вождения в условиях плотнейшего трафика. Никто не отменял фактор дурака на дороге и хама там же.
Время местное - около 12 дня, остановка "Театр Пушкина". Через минуту сюда прибудет автобус 19 маршрута. Как по заказу точно на место остановки паркуется Газель с чем-то коммунальным в кузове. Нет, ситуация не криминальная, есть где объехать, но лишних пять секунд водитель на манёвр потратил. Через две остановки ситуация повторится. Потом будет пробка. Увеличением скорости нагонять график нельзя. Не доезжать до конечной, как это делают маршрутки, не то, что запрещено, даже не обсуждается. Тупиковая ли ситуация? Совсем нет, уверены и в Маггортрансе, и в муниципалитете.
Татьяна, жительница Магнитогорска
"Я сегодня первый раз, не знала даже, как оплатить".
Таких, как Татьяна, кто впервые в новом автобусе, в Магнитогорске с каждым днём становится всё меньше. Жители уже по достоинству оценили и комфорт новых автобусов, и безопасность передвижения по городским магистралям. Наша собеседница, как и большинство жителей, пока не в курсе, что такое интервальное расписание. Если вкратце, то это как в метро: в определённое время суток автобусы идут с одинаковым интервалом.
Андрей Адувалин, начальник службы движения МП "Маггортранс"
"Интервальное расписание используется во многих городах. Оно размещено и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Барнауле, и ещё во многих городах нашей страны".
Сегодня интервал движения 16-го маршрута составляет от 15 до 25 минут, 19-го - от 20 до 30 минут. В утренние и вечерние часы пик время ожидания сокращается. Днём, когда пассажиропоток снижается, увеличивается и интервал. График - не догма, а руководство к действию. Если интервальное движение зарекомендует себя положительно, опыт будет расширен и на трамвайные маршруты.
Игорь Гурьянов, корреспондент
"С недавних пор на автобусных остановках нашего города появились вот такие таблички информационные, точная копия у меня в руках, где обозначены начало движения, окончание и главное - интервал движения".
Тот самый реалистичный подход даёт повод для осторожного оптимизма. Ситуация остаётся крайне напряжённой, количество автотехники на дорогах вряд ли уменьшится, и график движения исполнять крайне сложно. Пока интервальное расписание работает в тестовом режиме, транспортники ждут откликов горожан. И для того, чтобы у пассажира всё же было понимание, когда прибудет очередной борт именно на его остановку, в Маггортрансе пошли ещё на одно новшество: на информационном табло, сразу под графиком движения, расположен куар-код. Отсканировав который, пассажир сможет в режиме реального времени на Яндекс.Картах увидеть расположение ожидаемого автобуса относительно своей остановки. Технически процедура простейшая, доступная даже школьникам. Да и людям постарше, знакомым с функционалом смартфона. Проблема громадная, требующая грамотных и комплексных решений, среди которых в том чсиле - увеличение автопарка и... возрождение культуры дорожного движения.
Андрей Адувалин, начальник службы движения МП "Маггортранс"
"Водители у нас все отслеживаются, чтобы они соблюдали график движения. Здесь многое зависит от культуры вождения других водителей. Чтобы не подрезали, не пересекали, чтобы меньше было дорожно-транспортных происшествий на линии. А так же, чтобы развивался общественный транспорт: граждане, не забывайте оплачивать проезд. Это основа развития общественного транспорта".
В самое ближайшее время, говорят специалисты, основные перекрёстки города будут оснащены электронными табло, где будет размещена вся актуальная информация относительно общественного транспорта - как трамваев, так и автобусов. Транспортники напоминают: в Магнитогорске действует единый проездной, позволяющий делать бесплатную пересадку в течение часа.