Трамвай колёсами стучит, по рельсам весело бежит. И так на протяжении уже 90 лет! Магнитогорский трамвай 18 января празднует свой внушительный юбилей. Именно в этот день в 1935 году по маршруту Заводоуправление - 13-й участок - Кировско-Карадырский проспект - кольцо 3 квартала ("Щитовые") проехал первый трамвайный вагон. Сегодня Магнитогорск - третий город в стране по протяжённости трамвайных путей.
Вот так уже больше 35 лет Ульяна Нигаматзянова подаёт сигналы, управляя трамвайным составом. Говорит, в детстве не мечтала быть вагоновожатой, но трамвай всегда вызывал восторг и поездки на нём становились настоящим приключением.
Ульяна Нигаматзянова, водитель-наставник трамвая МП "Маггортранс"
"Жили на левом берегу, трамваи были старенькие. Катались на них. Весь город изъездили по левому и по правому".
На работу в трамвайное депо Ульяна Сергеевна устроилась в 1988 году. С тех пор верна профессии и с интересом наблюдает как меняется трамвайное сообщение в Магнитогорске. Говорит, сегодня в кабине водителя трамвая почти как в космическом корабле - электроника, кнопки, камеры.
Ульяна Нигаматзянова, водитель-наставник трамвая МП "Маггортранс"
"Изменился трамвай: в кабине комфортно, теплее, автоматизировано, электроника. Любим старые модели. Была КТМ М5 - 03. Тоже любим её".
Это сегодня трамвай для магнитогорцев - обыденное средство передвижения. 175 километров трамвайных путей пролегают по магнитогорским улицам. А ведь когда-то, в середине 30-х годов трамвай был пределом мечтаний строящейся Магнитки. Запустить трамвай по молодому Магнитогорску планировали к 17-й годовщине Октябрьской революции. Но к 7 ноября строители в сроки не уложились.
Андрей Волков, начальник отдела по обеспечению безопасности дорожного движения МП "Маггортранс"
"В декабре планировались запустить трамвай по историческим фактам, но так как завод-изготовитель трамвайных вагонов задержал поставку вагонов, поэтому пришлось запустить трамвай только 18 января".
Так 17 января в связи с окончанием строительных работ директор металлургического комбината Авраамий Завенягин издал указ:
"С 18 января 1935 года пустить трамвай в эксплуатацию. Руководство за эксплуатацией оставить за «Трамвайстроем». Установить остановки трамвая: Заводоуправление, 1 участок, 13 участок, Кировская, угол Северного и Восточного проезда, Кировско-Карадырский проспект, кольцо 3 квартала, Щитовые".
Первый маршрут растянулся на 11 километров в одном направлении. Проезд по нему запомнился трамвайщикам и всем магнитогорцам.
Андрей Волков, начальник отдела по обеспечению безопасности дорожного движения МП "Маггортранс"
"Трамвай был переполнен. Люди висели на подножках, многие не видели и не знали, что такое трамвай. А тут в Магнитогорске запустили трамвай, тем более зимой. Зимы были, в январе, не летом".
Особая веха в истории - годы Великой Отечественной войны, когда основные кадры трамвая ушли на фронт. Девушки осваивали мужские профессии слесарей и электриков. Увеличился пассажиропоток. Новых вагонов не было - всё производство стояло на военных рельсах. Только в 43 году из Казани в Магнитку привезли 8 вагонов, требовавших капремонта. Справились! В 44 открыли новое депо, а в 45 начали строить новую ветку.
Андрей Волков, начальник отдела по обеспечению безопасности дорожного движения МП "Маггортранс"
"Вагоны у нас начинались, были деревянные. Были деревянные скамейки, двери. Первый трамвай был без дверей в салонах. Соответственно модернизировались: появились двери, мягкие сиденья пружины, сиденья по 15 см. Печки большие".
Так развивалась эра магнитогорского трамвая, будни которого не заканчиваются и по сей день. Более того, Маггортранс растёт и процветает. Открытие новой ветки в южных районах города, капитальное обновление рельсошпального полотна на ряде участков и, конечно, начавшееся 6 лет назад кардинальное обновление подвижного состава.
Владимир Петрученко, директор МП "Маггортранс"
"Парк обновлён практически на 100%. В этом году у нас поступило ещё 6 трамваев новых в конце года. Парк - 131 новых трамваев. Продолжать будем меняться и улучшаться".
В юбилейный год Маггортранс готовиться запустить на линии ещё новые вагоны. Для жителей города организуют и проводят экскурсии на предприятие, где знакомят с его жизнью и историей. А главное, не перестаёт магнитогорский трамвай возить миллионы пассажиров ежедневно и в круглосуточном режиме.
Владимир Петрученко, директор МП "Маггортранс"
"Хотелось бы поздравить всех коллег, работников и ветеранов, у нас есть те, кто до сих пор работают. Поздравляю их с такой знаменательной датой, которая пришла к этому времени. 90 лет серьезная дата. Поздравляю от всей души. Желаю спокойствия, благополучия, любви и продолжения работы, трудовой деятельности, ветеранам здоровья и всего самого наилучшего".