К другим темам. Сразу на 5 рублей подорожал проезд в некоторых маршрутных такси. Теперь пассажирам придётся платить за проезд 30 рублей. В администрации города заявили, что не могут повлиять на сложившуюся ситуацию. А перевозчики, в свою очередь, говорят, что в связи с ростом цен на бензин, газ и запчасти, не собираются работать в убыток. Мнения сторон, а также что думают по этому поводу пассажиры, выслушала Юлия Черешнева.
На маршруте № 10 подняли цену за проезд с понедельника. И хотя пассажиров предупреждали заранее, для многих повышение стало неожиданностью.
"По 30 уже?
- Ещё 10 рублей".
Спрашиваем пассажиров, как они относятся к повышению.
"Относительно стоимости газа - нормально".
"В других городах уже везде такие суммы. И 35, и 40 рублей. Я наслышана - в Екатеринбурге".
Айбек, водитель маршрутного такси № 10
"Ну вот сегодня 30 рублей. Ну пока ездим, все довольны. Утром одна женщина сказала: почему 30 рублей, другой маршрут 25? Говорю: я откуда знаю, я - рабочий, простой рабочий, мы на план работаем".
Но конечно, не все пассажиры отнеслись к повышению спокойно. Для пенсионеров и 5 рублей - лишними не будут, тем более, если приходится делать пересадки или ездить в несколько мест.
"Для пенсионеров, конечно, дорого. Ну ехать-то надо всё равно".
"Ребёнка вот везти мне на занятия, в гимнастику, мне очень дорого туда-обратно. 25 и то дорого".
"Я сегодня сделала 6 поездок, если бы по 30 - очень дорого. Но я смотрю не все подняли. Кто-то остался пока по 25".
По словам перевозчиков, повышение стоимости проезда - мера вынужденная. Этот вопрос давно назревал, очередное повышение цен на газ - стало последней каплей.
Сергей Белов, предприниматель
"Все перевозчики оказались заложниками данной ситуации, как и по всей стране. У нас идёт подорожание огромными скачками, дорожает всё: и запчасти, и моторы, и машины, и топливо.
У нас есть 2 варианта: обратиться к Дерипаске с предложением не поднимать цены на запчасти автомобилей, к Миллеру, в "Газпром", чтоб не поднимали цены на заправках. И в "Новатэк": мы цены не поднимали 4,5 года, а за последнее время ни для кого не секрет, что газ подорожал очень сильно".
К примеру на рейсе № 56 работают 30 машин, ходят через 10 минут. Но полными ездят только в часы пик, в остальное время зачастую перевозят воздух.
Сергей Белов, предприниматель
"Вот 4,5 года назад со средним количеством выполненных рейсов на заправку пропаном уходило 800 рублей, сейчас - 1800. И ситуация складывается так, что машины на пропане выполняют полтора рейса утром, полтора - вечером. И если пропан подорожает на 3-4 рубля, все машины оборудованные просто днём не будут работать, встанут. Нерентабельно".
Тоже касается маршруток, которые ездят на левый берег.
Сергей Белов, предприниматель
"У нас получается рентабельность в одну сторону. Новые квартала утром едут на комбинат - ранний час-пик. У нас народ загрузился и практически без пересадок едет на левый берег по проходным. Ну а в 6-7 утра у нас левый берег на правый уже ну никак не едет. Днём - ни два, ни полтора рейса, вечером - в обратном порядке".
Именно поэтому, считают перевозчики, сравнение с Челябинском, где проезд в маршрутках стоит 28 рублей, - некорректно. В городе-миллионнике пассажиропоток в разы больше. Поездки окупаются с лихвой. В администрации Магнитогорска повлиять на ситуацию не могут. Нам прокомментировали, что в городе регулярные перевозки осуществляются по регулируемым тарифам и по нерегулируемым. В первом случае стоимость устанавливается органами местного самоуправления с предоставлением всех льгот на проезд. У нас в городе по такому тарифу работают маршруты автобусов № 4 и 59, а также трамваи. В них стоимость проезда строго регламентируется муниципалитетом и составляет 20 рублей за одну поездку. Остальные перевозчики - частные предприниматели - работают по нерегулируемым тарифам.
Кирилл Шумов, и.о. начальника управления инженерного обеспечения, транспорта и связи администрации г. Магнитогорска
"Муниципалитет на конкурсной основе выдаёт им свидетельства о регулярных перевозках, а также определяет маршруты движения, согласно которым будут осуществляться перевозки. Стоимость проезда перевозчики устанавливают самостоятельно, руководствуясь экономической целесообразностью и могут изменять её по собственному усмотрению".
Повлиять на стоимость проезда в маршрутных транспортных средств может исключительно управление Федеральной антимонопольной службы, говорят в администрации.
Кирилл Шумов, и.о. начальника управления инженерного обеспечения, транспорта и связи администрации г. Магнитогорска
"Администрация города проводит с перевозчиками консультационные и иные разъяснительные работы по сдерживанию тарифа, чтобы перевозчики не преувеличивали свои потребности более нормы. Стоит отметить, что у горожан всегда есть альтернатива - трамваи, там тариф регламентируется муниципалитетом. Трамвай по праву можно назвать основным видом транспорта в Магнитогорске".
Возможно, магнитогорцы, действительно пересели на трамвай. По крайней мере ожидаемого увеличения пассажиропотока в маршрутках в сентябре не произошло. И тех объёмов, которые были до короновируса, уже не будет, считают перевозчики.
Сергей Белов, предприниматель
"Я думаю, что у людей нет денег. Дорожает всё, кроме зарплат. Люди стали делать меньше движений. Я так думаю".
Сергей Белов не исключает возможности, что в такой ситуации их примеру повышения платы за проезд последуют и другие перевозчики.