В Магнитогорске продолжается XX фестиваль театров малых городов России. Заметной его частью является обширная образовательная программа. Накануне с участниками пообщался композитор, пианист, заведующий кафедрой музыкально-информационных технологий Московской государственной консерватории Артём Ананьев.
Артём Ананьев - выпускник композиторского факультета и аспирантуры Московской государственной консерватории имени Чайковского - продолжает работать в стенах легендарного учебного заведения. Доцент кафедры композиции и заведующий кафедрой музыкально-информационных технологий выступил в роли композитора и продюсера целого ряда музыкально-театральных проектов. Он уверен: фестивали, подобные тому, что проходит сейчас в Магнитогорске - где собираются представители самых разных творческих профессий, неизменно способствуют рождению чего-то нового.
Артём Ананьев, композитор, зав. кафедрой музыкально-информационных технологий МГК им. П. И. Чайковского
"В своей сегодняшней встрече я хотел бы рассказать, кто такой композитор, что он делает в современном мире, чем он занимается. И как он может взаимодействовать с другими творческими профессиями".
Действительно, создание музыкальной составляющей любого театрального произведения, особенно в мире современных технологий, требует вовлечения массы людей - музыкантов, исполнителей, звукорежиссёров. Зачастую необходимо и самое тесное взаимодействие с постановщиками спектакля.
Артём Ананьев, композитор, зав. кафедрой музыкально-информационных технологий МГК им. П. И. Чайковского
"Скажем, в балете ты можешь мыслить что-то одно - например, вариация, образ музыкальный какого-то героя ты "слепил" на пять минут. А балетмейстер говорит: "Нет, я сейчас три "отрежу", у меня ноги болят у исполнителя". Или там: "балерина после декрета вышла". Или дирижёр говорит: "Ты знаешь, в таком темпе мы не сыграем. Или за очень большие деньги". А так как всегда больших денег нет, поэтому...".
Но работа композитора важна не только в театрах оперы и балета или тех, что ставят мюзиклы. На этом сделал особый акцент один из участников фестиваля - художественный руководитель Мариупольского театра драмы Александр Ростов.
Александр Ростов, художественный руководитель театра драмы г. Мариуполь, Заслуженный артист России
"Сегодняшняя встреча для нас имеет эпохальное значение, поскольку композитор в драматическом театре приобретает всё новое и новое, глобальное я бы сказал, значение. Увеличивается обращение к композиторскому искусству в драматических театрах. В ряде драматических театров возникают музыкальные спектакли".
Отношения театра с композитором - как сделать их более плодотворными и избежать "подводных камней"? Взаимодействие театров со студентами и молодыми композиторами консерватории. Деликатные вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью и плагиатом. Круг тем был довольно широким, так что каждый участник наверняка почерпнул для себя что-то интересное и полезное.