Мастер-классы в рамках больших фестивалей необходимы не только режиссёрам и актёрам, но и тем, кто трудится за кулисами. Эту тему обсудили в рамках фестиваля театров малых городов. Питерская делегация из академии танца Бориса Эйфмана поделилась с коллегами новыми наработками в области обучения технического персонала театров.
Александр Берман поделился опытом подготовки специалистов для театральных цехов. В частности он рассказал, что традиция обучения этих специалистов начала формироваться ещё в советское время, но большинство из тех училищ и колледжей сегодня не имеют возможности работать с новой материально-технической базой и переосмыслить сам подход к обучению. В академии танца Бориса Эйфмана работает отделение театральных технологий, которое занимается подготовкой осветителей, гримёров, костюмеров. Здесь подходят к обучению с новых позиций, осознавая современные потребности театра. К примеру, осветитель сегодня должен уметь делать мультимедийные декорации, которые создаются с помощью проекторов. Он является одним из полноценных авторов новых спектаклей.
Александр Берман,заместитель директора Академии танца Бориса Эйфмана
"Современный осветитель по большому счёту не только человек, который хорошо умеет работать с осветительными приборами, знает устройство осветительного пульта. Это технолог, который полностью вписывается в процессы выпуска спектакля, в процесс эксплуатации репертуара. Это знания, которые не ограничиваются только одной предметной областью".
Ещё очень полезный опыт для молодых специалистов - различные коллаборации. Отличный тому пример питерский фестиваль "Digital Opera". Он объединяет жанры оперы, театра, балета и современное мультимедийное искусство. Здесь начинающие специалисты работают бок о бок с маститыми коллегами.
Ольга Соловьева, заместитель директора по административно-художественной работе Академии танца Бориса Эйфмана, директор школы "Шоу Консалтинг"
"В рамках фестиваля работают начинающие видеохудожники, они работают с театральной сценографией, они объединяются в команды, их курируют театральные специалисты - именитые стенографы, видеохудожники, художники по свету. Готовят свои номера на протяжении полугода и такая коллаборация - образовательный элемент, уникальный опыт. Начинают понимать, как работать в театре".
Конечно, работникам театральных цехов из малых городов о таком мечтать не приходится. Поэтому различные фестивали могут стать площадкой для подобных мастер-классов.
Анатолий Четин, директор Коми-пермяцкого национального драматического театра имени Максима Горького (г. Кудымкар)
"Потому что города маленькие, мы берём специалистов с улицы, мы их учим. Очень хотелось бы, чтобы их учили настоящие специалисты, которые понимают в этом что-то. Чтобы их заинтересовать этим. Мы вчера на эту тему говорили, нас поддержал Евгений Миронов, какую-то образовательную программу сделать для цехов: звукорежиссёры, осветители, швеи, костюмеры. Это нам просто вот так необходимо".
Войдут ли эти мастер-классы в программу фестиваля или будет создан новый - для сотрудников театральных цехов - вопрос пока открытый.