"Люди вокруг меня" - под таким названием в Магнитогорском концертном объединении открылась персональная выставка члена Союза художников России, нашего земляка Андрея Крючкова. Экспозиция выдержана в едином жанре - это портреты. Как всемирных знаменитостей, так и наших земляков. Церемония открытия собрала десятки ценителей живописи, друзей художника, его единомышленников - словом, тех, кто своими руками в буквальном смысле создаёт культурное пространство индустриального города.
Есть такая теория, что человечество вперёд двигают не производители материальных ценностей, а все эти, на первый взгляд, бесполезные художники, поэты, музыканты и прочие творческие личности. Если этой теории следовать, то наша городская культура с открытием этой выставки сделала не шаг, а прорыв вперёд. Настолько это неожиданно, как с точки зрения подбора персонажей портретных работ, так и с точки зрения техник, в которых работы исполнены. Впрочем, рассказывать о живописных полотнах в новостном репортаже - это как словами ароматы передавать. Или балет по телевизору смотреть. Приходите и всё увидите сами. Многих - узнаете. Здесь и звёзды мировой величины. И друзья-художники. И просто друзья. Впрочем, автор против жёстких критериев отбора.
Андрей Крючков, художник.
"Это люди, интересные мне, как художнику. У кого-то интересное лицо, у кого-то выразительная мимика. Кто-то мне внутренне близок, поэтому они сюда попали. Само собой, оказалось несколько друзей, родственников".
Какому из критериев соответствовал персонаж на заднем фоне нашего интервью, мы не знаем, но оказаться в одном ряду с признанными авторитетами - это из области приятных впечатлений. Да, самое обиходное слово при взгляде на портрет: "похож". И оно конечно произносилось, но наполненное более глубоким смыслом. Это как разница между душой, эго, внутренним миром и... характеристикой с места работы. Тоже ведь про одного и того же человека.
Эдуард Медер, председатель магнитогорского отделения Союза художников России
"Андрей здесь соединил полумифологические образы медийных личностей, от которых мы дистанцированы, потому что находимся в другом смысловом и понятийном пространстве, и портреты людей - его современников, которые его окружают. И написал всё это в нарочито экспрессивной, чуть пережатой эстетике, которая сама дистанцирует восприятие от реальности".
Особое место в ряду полотен Крючкова занимают автопортреты. Такие же разные, каким разным бывает настроение человека. музыка, которую он слушает. Самоирония, которую автопортреты источают - это, по мнению художника, лучший рецепт от мании величия. Впрочем, настоящий талант ею и не страдает. Две работы в станке, восемь - просто не поместились. И то правда, холлы концертного объединения только недавно стали использоваться как выставочная площадка.
Игорь Гурьянов, корреспондент
"Доброе и вместе с тем ироничное отношение автора к своим персонажам видно даже по расположению работ. Вот на колонне - портрет Монсерат Кабалье. Обходим колонну - она же, вид с затылка. Но самое главное и самое ценное - многие персонажи, которые сейчас присутствуют на выставке, в своих портретах могут найти новые черты. Нет, не внешности. Характера".
Дальнейшее напомнило подзабытое не слово даже, а понятие: арт-салон. Собравшиеся говорили на одном языке, где необязательны слова. Думали и чувствовали на одной волне. Её можно очень условно обозначить, как "тяга к прекрасному". Подтверждённая конкретными действиями по строительству культурного пространства.
Роман Синицких, директор Магнитогорского концертного объединения.
"Хочу, помимо благодарностей, пожелать вам крепкого здоровья, расцвета и развития, чтобы у вас друзей было всё больше и больше. А мы уже будем думать, как разнообразить наши арт-пространства".