Электронный помощник для маневрового диспетчера. Управление логистики ПАО "ММК" запустило в промышленную эксплуатацию уникальный цифровой продукт, аналога которому в России нет. Это система помощи принятия решений для диспетчерского персонала железнодорожных станций. Опытно-промышленная эксплуатация новой системы прошла на станции "Рудной". С её возможностями ознакомилась и наша съёмочная группа.
"Рудная" - одна из 28 станций цеха эксплуатации ПАО "ММК". Она обеспечивает прием железорудного сырья с внешней сети с последующей переработкой и доставкой для аглодоменного производства комбината. Задача у работающих здесь маневровых диспетчеров одна - выполнить все поставки своевременно в соответствии с производственной программой. И сделать это, надо сказать, не просто
Денис Сухов, старший маневровый диспетчер станции "Рудная"
"У нас только маневровых 6 локомотивов и ещё поезда транзитные, и поезда, которые непосредственно забирают вагоны с нашей станции на другие станции.
Единовременно на станции может находится 15 и более локомотивов, за которыми надо следить, которым надо выдавать команды на передвижение. Всё это требует очень большого внимания, концентрации".
Местонахождение локомотива диспетчер держит в голове и определяет его путём переговоров по радиосвязи. В его обязанности также входит планирование всех будущих передвижений на станции, телефонные переговоры с цеховыми подразделениями по получению заявок на подачу вагонов. Причём всё это одномоментно и права на ошибку у диспетчера нет, поскольку даже незначительный промах может привести к катастрофе.
Евгений Полежаев, ведущий инженер-технолог управления логистики ПАО "ММК"
"В качестве примера - за смену диспетчер совершает порядка 2000 звонков со средней продолжительностью 15-20 секунд. Сумасшедшая нагрузка и мы порядка на 20-30% снизили эти переговоры, поскольку система выдаёт то задание, ту заявку на уровне данных, минуя телефонные переговоры".
Новая система должна была сделать наглядной всю работу по планированию тех действий, которые диспетчер выполняет в ходе своей рабочей смены. И создателям электронного помощника - компании "Венто технологии", специалистами "ММК-Информсервис" и управления логистики комбината - это удалось.
Алексей Сироткин, менеджер ООО "ММК-Информсервис"
"Например, задача по выгрузке вагона на ЦПАШ, т.е. привозное сырье приходит с РЖД. Задача диспетчера спланировать приём, согласовав при этом с работником подразделения, в какое место конкретно это сырьё нужно выгружать. Потом согласовать момент подачи и осуществить собственно подачу. В нашем случае, как бы, информация по приходу вагон в РЖД уже автоматически видна работнику ЦПАШ. Он видит, что конкретно приехало, говорит куда выгружать, в систему, не по телефону, ни какими-то там доисторическими методами, и система автоматически планирует, каким локомотивом подавать, в какое время".
Для решения этих задач потребовалось внедрение еще одного ноу-хау - разработки цифрового паспорта станции.
Алексей Сироткин, менеджер ООО "ММК-Информсервис"
"Построение оптимального плана работы диспетчера во время смены было невозможным без получения информации о точном местоположении локомотива на путях станции. Это соответственно за собой влекло задачу - построение цифровой модели путевого развития всей станции железнодорожной. Т.е. это все рельсы, все светофоры, все стрелки, все пути и в рамках решения задачи был разработан цифровой паспорт станции со всей этой необходимой информацией".
В результате система не только оптимизировала рутинную работу диспетчера станции, но и качественно повысила её уровень. В разы было снижено время оборота вагонов, благодаря чему работа с ними стала гораздо эффективнее, что сказалось на общем повышении производительности переделов комбината. Также реализация проекта позволила увеличить прозрачность и прослеживаемость логистики для всех подразделений и цехов, вовлеченных в данный производственный процесс.