Профессия, предопредёленная судьбой. Телекомпания "ТВ-ИН" продолжает серию зарисовок, посвящённых выдающимся работникам Магнитогорского металлургического комбината. Среди них - и старший машинист локомотива локомотивного цеха Радик Зайнулин, получивший звание "Заслуженный работник транспорта Российской Федерации".
Вот уже более 30 лет Радик Зайнулин перед выездом проводит обязательный профилактический осмотр локомотива. Ведь сидеть в тёплой кабине, следить за дорогой, регулировать скорость и подавать сигналы - далеко не единственная обязанность машинистов.
Радик Зайнулин, старший машинист локомотива локомотивного цеха ПАО "ММК", Заслуженный работник транспорта РФ
"Ну, конечно, это не так. Мы же не наездники. У нас бы и варежки были чистые, белые, мы бы ходили в белых халатах. Конечно, мы занимаемся не только вождением локомотива. Обслуживанием, ремонтом занимаемся. Ежесменно мы должны принять локомотив. У нас есть специальная технологическая карта по приёмке смены".
Кроме этого примерно раз в неделю машинисты отгоняют локомотив на пункт технического осмотра, где производят мелкосрочный ремонт. Радик Фаатович все модели локомотивов знает как свои пять пальцев. Включая и новые, не так давно пришедшие в цех машины - ТМ-9.
"Перед вами пульт управления тепловозом ТМ-9. Это кран торможения. Мы управляем им при необходимости торможения составом".
Не затормозить при выборе пути - одна из ключевых задач в жизни любого человека. Но у Радика Зайнулина было не так: профессия сама нашла его. Да и какие могут быть переборы вариантов, когда большая часть детства прошла в кабине тепловоза: дядя-машинист регулярно брал мальчишку в поездки. В памяти осталась даже та самая, первая встреча с огромной гудящей машиной.
Радик Зайнулин, старший машинист локомотива локомотивного цеха ПАО "ММК", Заслуженный работник транспорта РФ
"По Московской была ветка железнодорожная. И там трестовские поезда ходили. И вот дедушка меня привёл, посадил к дяде, и дядя меня кружок прокатил, я сам попробовал порулить.
Ну вот так я катался-катался и в итоге прикатился".
Затем было училище, армия и только после службы мечта обрела реальные черты - Радик Зайнулин устроился на комбинат помощником машиниста, а чуть позднее, в 1991 году, стал машинистом локомотивного цеха Магнитогорского металлургического комбината.
Валентин Анфимов, машинист-инструктор локомотивных бригад локомотивного цеха ПАО "ММК"
"Машинист первого класса постоянно передаёт знания молодому поколению. Подсказывает, помогает. Всегда даст дельный совет.
В бригаде пользуется авторитетом, никогда не было замечаний от вышестоящего руководства".
Почётное звание "Заслуженный работник транспорта Российской Федерации" Радик Фаатович Зайнулин оценивает как награду всего коллектива. Который, по его словам, в локомотивном цехе просто отличный. Как, впрочем, и 30 лет назад. Дружба, сплочённость, взаимопомощь - это то, что передаётся здесь из одного трудового поколения в другое. Вне зависимости от тех глобальных изменений, которые происходят на промплощадке с течением времени.
Радик Зайнулин, старший машинист локомотива локомотивного цеха ПАО "ММК", Заслуженный работник транспорта РФ
"Технологии у комбината, конечно, очень сильно изменились. Появились новые станции в огромном количество. Директор очень сильно развивает комбинат.
Ну у нас-то работа не меняется. Наша задача - обеспечить бесперебойную перевозку грузов по комбинату. Ну мы справляемся".