Цех железнодорожного транспорта ММК готов пополнить выставочный комплекс Музея российских железных дорог в Санкт-Петербурге. Для передачи музейщикам из депо локомотивного цеха уже готов отправиться в свой последний рейс уникальный электровоз итальянской фирмы «Савильяно». Списанный по выслуге лет борт с номером 12, один из небольшой партии, выполненной на заказ в Италии специально для Магнитки в 30-х годах прошлого столетия. О славной истории электровоза «Савильяно» расскажет Елена Ткач.
2 апреля 1931 года было закончено строительство железнодорожных путей на руднике, и на гору Атач поднялся первый паровоз. Именно с этого момента началась полноценная добыча руды. Это событие позволяет работникам цеха железнодорожного транспорта ММК скромно подмечать: «Комбинат начинался с нашего подразделения».
В начале 30-х годов 20-го века на железнодорожных путях крупнейших промышленных предприятий СССР стала внедряться электротяга. И для развития рудника Магнитостроя торговое представительство решает закупить достаточно приличную партию электровозов. За решение вопроса берётся итальянская фирма «Савильяно». А за основу модели берутся параметры электровозов, работающих на открытых американских карьерах штата Юта. В 1933 году партия из 26 новеньких электровозов прибывает на Магнитострой.
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ|НАЧАЛЬНИК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА "ГОП" ЦЕХА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ ПАО "ММК"
Данные электровозы были сделаны по заказу. Их отгрузили и возможно именно здесь собрали. Отсюда они начали свой путь.
Это были настоящие рабочие лошадки, надёжные и простые в управлении. Азы профессии машиниста электровоза на специальных курсах могли постичь даже женщины, которых со времен Николая Первого к железной дороге не подпускали на пушечный выстрел. Но легендарная стройка века нивелировала многое.
СЕРГЕЙ ИЛЬИН|ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗА ЦЕХА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ ПАО "ММК"
В то время у нас работали только "Савильянки". Вот посмотрите фотография. И все женщины работали именно на них.
Среди многих героических имён, в том числе и женских, есть одно, которое стоит отметить. Машинист электровоза - Нина Пушкарская. В 16 лет девушка пришла работать на комбинат в цех железнодорожного транспорта и освоила работу помощника, а затем и машиниста паровоза. В 1947 году руководство цеха доверило ей пульт управления электровоза «Савильяно» с бортовым номером 12. Тем самым, который сейчас готовят к отправке в музей. 9-го марта 1969 года Нина Пушкарская была удостоена высокого звания Герой Социалистического труда, и стала первой женщиной на комбинате, получившей такую высокую награду. Но не только героические страницы связаны с этим локомотивом. Вспоминают и курьёзные случаи.
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ|НАЧАЛЬНИК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА "ГОП" ЦЕХА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ ПАО "ММК"
В 2009 году в казусной ситуации служба промышленной безопасности остановила человека. Выяснилось, что это одиночный турист.
«Задержанный шпион», с ног до головы обвешанный аппаратурой, оказался известным фотографом из Бельгии. Ради снимка электровоза, он специально приехал в Магнитогорск. Сейчас в депо цеха - три локомотива «Савильяно. Два ещё бодро бегают по рельсам, а вот третий - герой нашего репортажа с порядковым номером 12 недавно списан. Но ценность его и история настолько уникальны, что целые делегации музейщиков приезжают на комбинат, чтобы заполучить уникальный экземпляр. Один "Савильяно" уже находится в Челябинске в выставочном комплексе под открытым небом, а борт номер 12 готовится украсить собой музей РЖД в Санкт-Петербурге. И вот заканчиваются последние приготовления, прежде чем электровоз "Савильяно" уйдёт в последний рейс, на заслуженный отдых.
РОМАН ХАЗИАХМЕТОВ|И.О. ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА ЦЕХА ЦСОЛ ООО "РЕМПУТЬ"
Чтобы его отправить, работа была проделана большая. Прежде всего, демонтировали навесное оборудование - центральный токо-приёмник, главные резервуары, а так же дополнительное оборудование, для того чтобы электровоз входил в габариты.
Следующий пункт назначения - Балтийский вокзал. Около него расположился уникальный музей РЖД. Империя локомотивов представляет 28 тысяч экспонатов, 117 локомотивов и вагонов. И рядом с бестопочным или, например, пассажирским паровозом, встанет в один ряд наш красавчик "Савильяно". Железнодорожники ММК провожают трудягу с благодарностью и с надеждой, что сохранившиеся экземпляры с номерами 1 и 2 останутся у нас, на комбинате. Отшкурить, зачистить, отшпаклевать и водрузить на постамент. Легендарный "Савильяно" - для легендарной Магнитки. В память о трудовых победах и великих людях труда.