Вот уже несколько десятилетий День воздушно-десантных войск не укладывается в формат узкопрофессионального воинского праздника. И становится по-настоящему народным. Нынешний День ВДВ традиционно собрал несколько сотен крепких мужчин в голубых тельняшках, которые, собравшись у монумента "Тыл-фронту" встретились с боевыми товарищами. В парадной колонне - с живыми. На левобережном воинском мемориале - с участниками небесного парада.
К парковке у "Континента" стягиваются десантники. Кто-то в составе механизированной колонны, другие пешим порядком. Многие убелены сединами, это скорее всего "афганцы". У других на груди - современные награды. Рядом - боевые подруги-жёны, дети. Объятия, крепкие мужские рукопожатия... Всё как всегда. Но уже два с половиной года - очень по-особенному. Десант задумывался, как подразделения первого удара 94 года назад. Эту же задачу выполняет и сегодня, на юго-западных рубежах нашей Родины.
Игорь Гурьянов, корреспондент
В наше непредсказуемое время я, как журналист, с высочайшей долей вероятности знаю, где окажусь 2 августа. У монумента "Тыл-фронту" я встречусь со своими друзьями в голубых тельняшках, мы вместе, с замиранием сердца послушаем, как синевой наполняются парашюты, вспомним, откуда произошло слово "десантура": десант - ура! Колонна приближается, вглядитесь в их лица. Их уже много раз пытались "победить на поле боя".
Чем тяжелее служба - тем крепче боевое братство. Тем ярче праздник и пронзительнее песни и воспоминания. О безумно тяжелых марш-бросках на перевалах Афганистана. Полных засад ущельях Абхазии, Чечни, Грузии. Смерти, летящей с неба дроном-камикадзе сейчас на Донбассе. Специальная военная операция наполняет сегодняшний День ВДВ очень особенными смыслами. И если у войны есть положительные стороны, то одна из них в том, что мы перестали лицемерить. И стыдливо прятать раненых, награды, не втихаря хороним героев. Адекватно понимаем тяжесть воинской работы. Мы - понимаем. Они - ее выполняют. Чётко осознавая цену победы.
Андрей Кузовлев, ветеран ВДВ
"Помимо ВДВ, вся страна должна объединиться и встать в единый фронт. Десант - это в первую очередь потери. И сегодня главное место, где мы соберёмся, это кладбище, где мы помянем своих павших товарищей. Каждый из нас должен сейчас встать плечо к плечу и победить. Иначе победы мы не дождёмся".
У десантуры, как сообщества настоящих мужчин, есть много правил, не прописанных ни в одном воинском уставе. Не сдаваться в плен. Не отступать без приказа. Не бросать своих - ни раненых, ни двухсотых. Одно правило начертано на знамёнах: никто кроме нас. Игорь и Равиль всем своим видом и выправкой подтверждают еще одно правило: десантников бывших не бывает.
Игорь Резанов, ветеран ВДВ
"Когда видят нас в тельняшках, беретах, разных поколений, кто прошёл горячие точки, кто сейчас в зоне СВО совершает подвиги, молодёжи наверное что-то в душу западает. Поэтому я считаю, это важно".
Равиль Сибагатов, ветеран ВДВ
"Мы очень много по школам ходим, учебным заведениям, музей создали, сейчас отдельно музей СВО создали. Это очень памятно, и вообще, десант - это элита".
На левобережном мемориале уже не было ни громких слов, ни музыки. К захоронениям "афганцев" и погибших участников чеченского конфликта добавилось очень много современных захоронений. Где дата смерти указана - февраль-март 2022. Вот такая она, элита вооружённых сил. Войска первого удара. Хоть и крепкие, но простые русские пацаны. А ведь и правда, никто, кроме вас. Честь живым, память павшим.