В образовательную школьную программу вновь вернут произведения советских классиков и прозу, посвящённую Великой Отечественной войне. В Министерстве образования считают, что эти произведения формируют историческое сознание целых поколений и должны изучаться в обязательном порядке.
Вопрос о возвращении в школьную программу советской классики в последний раз поднимался на встрече президента России с ветеранами и жителями блокадного Ленинграда. Но некоторые произведения, о которых шла речь, уже вернулись в обязательный курс по литературе. Прежде всего, роман "Молодая гвардия" Александра Фадеева. Вернулся в программу и роман-эпопея Михаила Шолохова "Тихий Дон". В недалёком прошлом было решено, что произведение из-за своего большого объёма сложно для обязательного изучения и может быть прочитано старшеклассниками летом. С этим были не согласны многие учителя.
Елена Панкина, учитель литературы гимназии № 18
"Мы не ставим цель на уроках литературы прочитать всё произведение во время урока, мы должны заинтересовать ребят, показать, что это уроки жизни, уроки нравственности, и они могут опираться, как нужно, как не нужно. В то время, когда Григорий Мелехов, бравый вояка, владеющий уже четырьмя георгиевскими крестами, перед тем, как выстрелить из винтовки, успевает аккуратно снять божью коровку со своей жены. И это тоже показатель, как ценит жизнь герой. Разбирая какие-то конкретные эпизоды, очень яркие в судьбе Григория Мелехова, ребята понимают, что это действительно на все времена произведение, не даром оно получило Нобелевскую премию, интересуются, и затем, я думаю, во взрослой жизни скорее всего они его осилят, потому что в 11 классе, когда произведение изучается, им немножко не до этого".
На очереди для включения в школьную программу роман Николая Островского "Как закалялась сталь?", который изучали в обязательном порядке до 1989 года.
Екатерина Кривий, учитель литературы школы № 54
"Произведение неимоверное, очень хорошее в качестве воспитательного произведения потому, что оно о настоящем человеке, о товариществе, о чести. Это произведение "Как закалялась сталь?" - о патриоте своей страны. Я когда читаю любое произведение, я ставлю себя на место этого героя. А смогла ли я так сделать? Хватило бы у меня мужества, сил? Ведь Павке Корчагину на момент произведения 24 года, как и мне сейчас и я до сих пор задаюсь вопросом: А смогла бы я так?"
Также в курс по литературе добавят рассказ "Русский характер" Алексея Толстого и повесть "Брестская крепость" Сергея Смирнова. Разумеется, это не значит, что все перечисленные книги неизвестны современным школьникам, где-то их разбирали на факультативных занятиях.
Дарья Солдатова, ученица 11 класса гимназии № 18
"Я не сильно увлекаюсь советской классикой, но знаю, что писатели писали про Гражданскую войну, как всё было. Увлекаюсь документальной штучкой потому, что сдаю историю, надо знать. Я не вспомню сейчас, что я читала, но события, которые были описаны в этих книгах, полностью передаются, и можно ощутить на себе как люди выживали, боролись за жизнь".
Полина и Михаил, ученики 11 класса гимназии № 18
"Больше зарубежной литературы: Стивен Кинг, Анджей Сапковский, его сага о Ведьмаке.
- Я больше сейчас читаю современные книги по саморазвитию, нежели художественную литературу".
Арина и Вероника, ученицы 11 класса школы № 54
"В свободное время я предпочитаю читать кодификатор ЕГЭ, там как раз встречается Шолохов, что там попадётся, то и читаю.
- Я читаю Булгакова "Мастер и Маргарита".