30 октября в России - День памяти жертв политических репрессий. Количество пострадавших и погибших в результате террора советской власти исчисляется миллионами. Восстановлением имен репрессированных на Южном Урале уже десять лет занимается историк Геннадий Васильев. В скорбную дату он презентовал 11 по счету "Книгу памяти".
В начале презентации - минута молчания. В память о тех осужденных по "политической" статье, кто не вернулся из лагерей. Восстановлением имен жертв советского режима историк Геннадий Васильев занялся 30 лет назад. В 2009-м издал первую "Книгу Памяти". И долгое время не подозревал, что репрессии коснулись и его предков.
ГЕННАДИЙ ВАСИЛЬЕВ, АВТОР "КНИГИ ПАМЯТИ"
"Моя личная история стала известна в 2017-м году, когда я более плотно стал заниматься в архивах. Я нашел репрессированного своего двоюродного прадеда и прадеда, которого в 30-м году арестовали, осудили. Прадед не вернулся с политических лагерей".
В 11 книгах памяти сегодня имена и истории 45 тысяч бывших политзаключенных и спецпереселенцев. География исследовательской работы - Магнитогорск и 11 прилегающих сельских районов. Читатели книг Васильева понимают, какой титанический труд был проделан: ведь историков, обращающихся к теме репрессий, нередко обвиняют в очернении истории строительства Магнитогорска.
САЛАВАТ АХМЕТЗЯНОВ, ИСТОРИК, КРАЕВЕД, КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК
"Палатка - это место массовой смерти, особенно раскулаченных. Их умирало в невероятных количествах. Осенью - особенно. Ну, вы сами понимаете, попробуйте сами в сентябре пожить в туристической палатке".
"Книги памяти" обязательно должны быть в домашней бибилиотеке тех, чьих предков коснулись политические репрессии - уверен Ганнадий Васильев. Виктор Петрович Крутиков - приобретает каждое издание. Семья его деда и отца в 30-м году была раскулачена и сослана на Магнитострой. История Крутиковых описана в одном из первых томов "Книги памяти".
ВИКТОР КРУТИКОВ, СЫН И ВНУК РЕПРЕССИРОВАННЫХ
"Я родился в 45-м году в год Победы. Через два месяца отца как врага народа посадили на 10 лет и отправили в Копейск. Мать осталась одна с тремя детьми - мал мала меньше. Это второе, можно сказать, раскулачивание".
Все 10 лет "Книги памяти" Геннадия Васильева издаются на его личные средства. Небольшой тираж - всего 50 экземпляров - моментально разошелся по библиотекам, родственникам репрессированных, любителям истории. Восстановление имен жертв советского режима будет продолжено. 12-й том "Книги памяти" уже на 80 процентов сформирован.