Комитет Госдумы по просвещению обратился к главе Минпросвещения России с просьбой рассмотреть возможность возвращения в школьную программу черчения. Несколько лет назад оно был изъято из обязательной школьной программы и переведёно в раздел факультатива. Как только этот предмет стало возможным посещать по желанию - ходить на него стали единицы. Этот факт вызывает большую озабоченность у депутатов, которые считают - это может отразиться на качестве подготовки квалифицированных специалистов.
Практически все специальности, по которым готовят в Политехническом колледже, требуют знания черчения. Например, на самой востребованной - "Технология машиностроения" - обучаются будущие станочники широкого профиля. Эти выпускники должны уметь выточить запчасть для любых машин и агрегатов. И для этого необходим точный чертёж детали, выполнить который нынешние студенты просто не в состоянии.
Нурсиня Гайдулина, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов Политехнического колледжа
"К большому сожалению, ребята практически 80% не готовы. Доходит до таких казусных ситуаций, что ребята не могут прочертить параллельные линии, используя линейку, не умеют держать циркуль в руках. А наши дисциплины и предметы предполагают более высокий уровень знаний графики. У нас уже инженерная графика, а мы начинаем, к сожалению великому, с азов".
Восполняют пробелы в знаниях на дополнительных уроках, на которые выделяется до 54-х учебных часов.
Анна Платонова, преподаватель спецдисциплин по специальности "Мехатроника и мобильная робототехника" Политехнического колледжа
"Они могли бы уже более углублёно изучать какие-то свои специальные такие моменты, какие-то свои чертежи, которые по направленности именно, по их специальности, а им приходится вот именно тратить все эти часы только для того, чтобы получить какие-то базовые навыки".
Нурсиня Гайдулина, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов Политехнического колледжа
"Всё это будет в дальнейшем влиять на качество изготавливаемой продукции и то, что будет доходить до потребителя".
В колледже уверены, что этот предмет должен вернуться в школьную программу. Ведь именно черчение как вид деятельности способствует развитию пространственного мышления, наличие которого даёт возможность преуспеть в геометрии, химии, физике и даже литературе.
Елена Хрипунова, руководитель Городского профессионального объединения учителей ИЗО, МХК и черчения
"В 2019 году черчение полностью ушло из программы школ, но, тем не менее, в нашем городе мы старались всё-таки черчение проводить в виде элективных курсов.
Была попытка, когда мы вели черчение всего один год. За один год мы только успевали научить детей читать чертежи и немножечко понимать их, но вот графику уже настолько тонко и хорошо не оттачивали".
Сегодня черчение является разделом предмета "Технология", и на его изучение выделяется не более 5 учебных часов. Достаточно этого или нет - мнения разделились.
"Нагрузка очень высокая у детей в школах. Причём это видно по детям, устают очень сильно. А по поводу черчения, если в реале ребёнок дальше собирается идти в строительный, то конечно, нужно. Это уже как дополнительная должна быть направленность. Как в 10-11 классах есть технологические классы, есть математические, есть физико-математические. Также и тут должно быть допнаправление. Если в дальнейшем ребёнок не будет заниматься и не потребуется ему, то, я считаю, нет, не нужно".
"Сейчас уже время другое, дети другие, всё другое. Студенты сейчас учатся, у них всё готово через интернет. Они идут заказывают через эту полиграфию, они уже не чертят.
Сейчас же технология вся и на работе, и везде идёт компьютер. Везде всё чертит компьютер, даже вот этот несчастный токарный станок, он тоже компьютерный.
Поэтому, я думаю, их и не учат".
"Что дети перегружены - это верно, но черчение всё равно из учебной программы удалять нельзя никак. Потому что он в жизни очень пригождается. Я просто сам работаю сварщиком и мне чтение чертежей очень сильно помогает в моей профессии. Скажем так, даже взять такие мелочи - повесить шкаф. Ну в домашнем быту оно также пригождается, где-то расчертить, где-то правильно разметить. Все это в жизни очень пригодится".
Нужно ли вернуть черчение в школьную программу - вопрос открытый. Но решать его нужно не кулуарно, в Госдуме и Минпросвещения, а с привлечением всех заинтересованных сторон.