Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 внесла коррективы в рабочий уклад многих учреждений, среди которых и религиозные организации. В некоторых регионах церкви закрыты для прихожан. О том, что изменилось в работе магнитогорских храмов и будет ли организовано праздничное богослужение в день Светлой Пасхи - журналистам рассказал епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Зосима. Пресс-конференция состоялась в неформальной обстановке, за чашкой чая.
Ворота магнитогорского храма, несмотря на режим самоизоляции, открыты для прихожан. Службы здесь проводятся по обычному графику - утром и вечером. Однако людей на них стало меньше значительно. Мы встретили у входа всего двух молодых людей, один из них - гость города, руководитель московского волонтёрского центра Пётр Любимов. Он пришел помолится за избавление от губительного поветрия.
Пётр Любимов, руководитель волонтёрского центра, г. Москва
"Битва идёт духовная, здесь главное одержать победу у ног Иисуса Христа, прийти, попросить силы, попросить духа святого. Попросить защиты Господней".
С просьбой оставаться дома и не создавать предпосылок для распространения коронавируса к мирянам обратились сами священнослужители. Да и как иначе, ведь основная часть прихожан - та самая группа риска, люди старше 65 лет.
Зосима, епископ Магнитогорский и Верхнеуральский
"Есть три фактора, к которым мы должны прислушаться. Это благословение святейшего патриарха, это распоряжение наших гражданских, светских властей, и это, в конце концов, здравый смысл".
В магнитогорских храмах сейчас временно приостановлены обряды Крещения и Соборования, приостановлена работа воскресной школы. Для тех, кто остаётся дома, на официальном сайте магнитогорской епархии и в группах в социальных сетях организованы онлайн-трансляции богослужений. Также для того, чтобы у людей не сложился дефицит духовного общения, в епархии организован волонтёрский центр. А накануне начала свою работу "горячая линия". Как рассказал владыка, в скором времени будет организован выезд священников к людям, находящимся в режиме самоизоляции, конечно, с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований.
В самих храмах сейчас также усилены меры профилактики заболевания. Иконы регулярно обрабатываются дезинфицирующими растворами, на службах соблюдается принцип социального дистанцирования. Прихожан просят воздержаться от целования святых предметов, ограничится крестным знамением и поклоном. Претерпел некоторые изменения и обряд причастия.
Зосима, епископ Магнитогорский и Верхнеуральский
"Мы действительно говорим о том, что через святое причастие человек не заражается, но мы подаем его определенными предметами. Мы используем ложечку, лжицу. И эту лжицу мы сейчас по благословению святейшего Патриарха дезинфицируем".
Некоторые прихожане подвергают меры дезинфекции критике, считают их кощунством. Но священнослужители подчеркивают: они имеют многовековой опыт. И сейчас актуальны, как никогда.
Ещё один вопрос, который был затронут на встрече - будет ли организовано праздничное богослужение в честь предстоящего светлого праздника Пасхи? Точного ответа на него еще нет. Да, служба состоится, но то, как избежать при этом большого скопления людей, будет решаться совместно с городскими властями. Ветки вербы в предстоящие выходные можно будет освятить с соблюдением всех необходимых правил и норм.
Зосима, епископ Магнитогорский и Верхнеуральский
"Какое-то количество людей придёт с пожеланием освятить эти веточки, чтобы принести их в свой дом. Все освящение, если они будут проводится, будут только вне Храма. Чтобы нам принцип социальной дистанцированности соблюсти. Не в стенах Храма, а вне".
Многие священнослужители сейчас проводят параллели между карантином и Великим постом, напоминая прихожанам, что практики, соблюдаемые во время поста, предназначались для того, чтобы временно отстраниться от мира. Владыка Зосима в заключении встречи призвал магнитогорских верующих быть благоразумными. Напомнил, вера проявляется не слепым следованием традициям, а соблюдением заповедей и внутренним состоянием. Временно отказаться от походов в храм в данной ситуации - не грех.