Найти во что бы то ни стало. Спустя 75 лет после окончания Великой Отечественной войны многие до сих пор пытаются восстановить сведения о своих погибших родственниках. Герою нашего следующего сюжета это частично удалось. Леонид Шабалин с нетерпением ждёт окончания карантинных мер, чтобы съездить в Ленинградскую область и лично посетить братскую могилу, где захоронен отец.
Леониду Григорьевичу Шабалину -77, родом он из города Макушино Курганской области. Воспоминания о детстве у пенсионера, как и у всех детей войны, нерадостные. Разве что природное жизнелюбие помогает ко всему происходящему в жизни относиться с юмором.
Леонид Шабалин, сын погибшего Григория Васильевича Шабалина
"Голод был, 47 год - я помню голод, у соседей была корова. Вот я пришёл к ней, а она - вот сливки да обрат. Вот говорит: "Спляши - я тебе кружку простокваши дам!" А какой - спляши, ноги-то не идут. Я говорю: "Да, ладно, тетя, я потом. Выпью, потом спляшу!"
Так сложилось, что своего отца Леонид Григорьевич не видел ни разу в жизни. В сентябре 42-го Григория Васильевича Шабалина призвали в армию. Он уехал в район Чебаркуля, какое-то время занимался там заготовкой дров для паровозов. В октябре в городе Макушино его супруга Августа Архиповна родила сына Лёню. Зимой 42-го Григорий в составе 3-го отдельного лыжного батальона 43-й отдельной лыжной бригады отправился на фронт.
Леонид Шабалин, сын погибшего Григория Васильевича Шабалина
"Их везли, по-моему, Питер освобождать, не успел, не доехали они. Их немец разбомбил".
В похоронке, которую принесли семье Шабалиных, значилось - рядовой Григорий Шабалин погиб 2-го января 43-го года. В день смерти отца Лёне исполнилось ровно 3 месяца. Супруга убитого солдата осталась с восьмью детьми на руках. Спустя время Леонид Григорьевич узнал - отец захоронен в братской могиле недалеко от деревни Цемена Ленинградской области.
"Это место в конце 42 - начале 43 годов стало ареной ожесточённых боёв с фашистами первой ударной и одиннадцатой армий фронта, которые должны были рассечь знаменитый Рамушевский коридор. Благодарные потомки обустроили воинское захоронение, установив 26 мраморных плит с фамилиями павших воинов. Всего захоронено тысяча девятьсот двадцать бойцов и офицеров, известны имена тысячи восьмисот десяти человек. В центре захоронения бюст воина - свободителя. У входа на воинское кладбище, на постаменте установлена башня танка "Т-60".
По всей видимости отец Леонида Григорьевича попал в группу тех ста десяти человек, чьи фамилии на надгробиях не указаны, сын погибшего воина считает своим долгом это исправить. Своего внука, который проживает в Санкт-Петербурге, Леонид Григорьевич попросил взять с братской могилы горсть земли, чтобы отвезти её на родину, гда похоронена мать.
Леонид Шабалин, сын погибшего Григория Васильевича Шабалина
"Вот он мне выслал её, посылкой выслал, я её получил, пошёл в церковь, мне её поп окропил, и я её туда увёз. Рассыпал и фотографию на мамин памятник прям приделал".
Так, спустя без малого восемьдесят лет, вопреки всем ужасам войны, мама и папа Григория Васильевича наконец-то рядом.
Леонид Шабалин, сын погибшего Григория Васильевича Шабалина
"Нельзя забывать - 75 лет прожили, как Владимир Владимирович сказал: "Мы, говорит, всё выдержим: нацизм выдержим, войну выдержим, всё выдержим".