Более полутора тысяч жителей Магнитогорска стали жертвами мошенников по итогам прошлого года. Ущерб от хищений исчисляется десятками миллионов рублей. И это только те, кто написал заявление в полицию. С начала 2022-го в правоохранительные органы уже обратилось более 80 человек. Какие схемы используют мошенники, сколько процентов подобных преступлений раскрывается и что делается на законодательном уровне для того, чтобы оградить граждан от действий мошенников - обсуждали представители полиции, юристы и общественники.
Схем обмана - сотни. Одна из старых, которой сегодня снова стали пользоваться мошенники, - звонки пожилым людям на городские телефоны. По сценарию кто-то из родственников пенсионера попал в ДТП и якобы требуется круглая сумма, чтобы "виновник" аварии избежал наказания.
Мария Морщакина, старший специалист группы по взаимодействию со СМИ УМВД России по г. Магнитогорску
"Есть у нас потерпевшие, очень сильно ситуация проявилась в Челябинске. У нас просто повезло 80-летней бабушке, что она вовремя позвонила своему родственнику. Так бы отдала 800 тысяч. А одна всё-таки успела отдать 200 тысяч".
Ещё одна популярная схема - со звонком из службы безопасности банка, госструктур или полиции, которые якобы пытаются пресечь кражу денег у гражданина. Преступники используют подменные номера, схожие с номерами банков и силовых структур.
Мария Морщакина, старший специалист группы по взаимодействию со СМИ УМВД России по г. Магнитогорску
"Один из последних случаев - жительница нашего города оформила на себя 5 кредитов. Общая сумма более 1 миллиона рублей. Она якобы участвовала в "спецоперации" по поимке мошенников, которую организовали силовые структуры. Поэтому она свято верила, что она помогает. А началось банально со звонка: "У вас на Госуслугах поменялся телефонный номер".
По данным Банка России за 9 месяцев 2021 года злоумышленники похитили у клиентов банков около 9 миллиардов рублей. К сожалению, те кредиты, которые граждане оформляют по просьбе мошенников, ложатся на плечи граждан.
Елена Фасахова, руководитель общественной организации "Агентство защиты прав потребителей финансовых услуг", член экспертного совета по защите прав потребителей финансовых услуг при Банке России
"На сегодня судебная практика не в пользу потребителей. Если гражданин сам передал данные финансовому мошеннику, коды, номер карты либо персональные данные - суды встают на сторону кредитных организаций, говорят, что в момент заключения договора на банковское обслуживание клиента предупреждали, что он не должен передавать свои данные. Он сам допустил ошибку".
Кроме того, злоумышленники вводят своих жертв в заблуждение при продаже товаров и услуг, приглашая на бесплатные презентации. После чего продают свои "чудо-продукты" за баснословные деньги, вгоняя клиента в огромные кредиты. По словам руководителя общественной организации "Агентство защиты прав потребителей финансовых услуг" Елены Фасаховой, наиболее эффективно было бы создать законодательный механизм, который бы обезопасил граждан от сомнительных финансовых операций. Поэтому совместно с Банком России был подготовлен такой законопроект.
Елена Фасахова, руководитель общественной организации "Агентство защиты прав потребителей финансовых услуг", член экспертного совета по защите прав потребителей финансовых услуг при Банке России
"Мы предложили использовать механизм двойной верификации, то есть когда сам потребитель предварительно приносит в банк заявление о том, что любые финансовые операции на сумму больше 1000 рублей: переводы, оформление кредитных сделок - согласовывались с доверенным им лицом. То есть он назначает либо родственника, либо знакомого, которому доверяет, и если какие-то операции сомнительного характера происходят, кредитная организация обязана связаться с доверенным лицом, чтобы подтвердить сделку".
Законопроект в ближайшее время будет внесен на рассмотрение в Государственную Думу. А пока общественники и полиция ведут профилактическую работу. Так совместно с общественной палатой Магнитогорска были подготовлены вот такие памятки, которые будут распространяться среди пожилых людей в Пенсионном фонде и комплексах социального обслуживания. Кроме того, ученики проектной школы при МГТУ создали "электронный помощник". Памятки созданы, в первую очередь, для пожилых людей и объясняют как вести себя, чтобы не попасться на удочку мошенников.