За каждым документом стоит человек. 27 декабря своё 90-летие отмечают паспортно-визовые подразделения МВД. Специальную службу сформировали ещё на территории Советского Союза в 1932 году. В музее истории УВД встретились несколько поколений сотрудников службы, которая в разные годы имела разные названия и выполняла различные функции.
С 1918 по 1924 годы основным документом была трудовая книжка. После ввели специальное удостоверение, - вспоминает майор внутренней службы в отставке Татьяна Васильевна Сараева. Она проработала в паспортно-визовой службе 24 года. Именно при ней, в 76 году, начался первый обмен документов. Тогда в городе выдали 300 тысяч паспортов нового образца.
Татьяна Сараева, майор внутренней службы в отставке
"Паспорт был, конечно, своеобразный. Он выдавался в 16 лет. Потом в 25, потом в 45 лет. И тут даже группу крови проставляли. Вот образцы штампиков группы крови".
Также Татьяна Васильевна рассказала, что именно она выдала первый заграничный паспорт в Магнитогорске. Это было в апреле 1987 года. В то время их выдавали с разрешительными записями, а каждая поездка оформлялась на страницах документа. Уже в 1997 году состоялся второй обмен паспортов.
Владимир Степанов, полковник полиции в отставке
"Ещё у нас в тот период состоялась замена паспортов СССР на российские. Как обычно объявили в течение пяти лет, затем резко поменяли и сказали, что нужно в течение трёх лет. И все силы и средства были брошены именно на замену паспортов РФ. Это тоже наложило определённый отпечаток. Работали девушки ненормировано, достаточно сложно было, но успешно справились и закончили в течение трёх лет".
Отметим, первоначально подразделение называлось паспортно-визовая служба, а в 2004 году её переименовали в Федеральную миграционную службу. Два года шло реформирование, после чего они стали отдельной структурой. Наталья Анатольевна Мисюряева более 10 лет возглавляла паспортно-визовую службу в Орджоникидзевском районе. Вспоминает, самое сложное, что выпало на работников службы - это 90-е годы.
Наталья Мисюряева, подполковник внутренней службы в отставке
"Мне даже довелось получать паспорт образца 1932 года. Это зелёно-серая маленькая книжка. Она является в настоящее время основой и первой ступенькой к паспортной системе современной России".
Если раньше была острая нехватка сотрудников, то сейчас этой проблемы нет. Управление по вопросам миграции работает как с российскими, так и с иностранными гражданами. Все функции, связанные с документами, лежат на плечах сотрудников. Появилось и больше возможностей. Например, теперь снять отпечатки пальцев можно не только с помощью краски, но и в электронном виде. И это ещё не всё.
Светлана Евдокимова, начальник отдела по вопросам миграции ОП "Орджоникидзевский" УМВД России по г. Магнитогорску
"Ну у нас появились паспорта, если были на пять лет, то сейчас есть паспорта 10-летнего образца. Никогда раньше паспортные столы не выдавали заграничные паспорта, сейчас мы это делаем. Большой пласт иностранных граждан, которые въехав встают на учёт, получают временное проживание. Хотя раньше это всё нас не касалось".
Отметим, если раньше миграционная служба была отдельным подразделением, то сейчас она влилась в структуру полиции. Самой распространённой услугой по-прежнему является выдача российских паспортов. Так, за 11 месяцев этого года магнитогорцы получили 20 тысяч главных документов.