В 12-летнем возрасте потерять мать, в 13-летнем - проводить отца на фронт и остаться, по сути, во главе многодетной семьи. Это реальность военных лет Елены Григорьевны Симоновой. О недетской ответственности, выпавшей на долю девочки-подростка, в рубрике "К 80-летию Победы".
Елена Григорьевна родом из посёлка Среднеуральск. Там в довоенные годы она проживала с бабушкой, родителями, братом и сестрой. Глава семьи Григорий Дмитриевич работал на ММК слесарем. В 1940-м году от болезни скончалась мама, а спустя 2 месяца, как началась Великая Отечественная война, отец был призван в ряды Красной Армии, в стрелковый полк.
Елена Григорьевна Симонова, труженица тыла
"Мне трудно было представить, что это такое. Бабушка плачет, а я ничего не пойму".
Елена Григорьевна в подробностях помнит, как она с братом на вокзале провожали "тятю" - так ласково они называли отца.
Елена Григорьевна Симонова, труженица тыла
"Загудел гудок, тронулся поезд, колёса большие так медленно раскручиваются. У него на голове была фуражка, он снял её, бросил. Мы с братом подобрали, бросили, а поезд идёт тихо. И он опять её бросил".
Так продолжалось несколько раз, пока поезд не набрал ход, в итоге дети остались с отцовской фуражкой на память. В поезде Григорий Дмитриевич разговорился с военным, тот, узнав, что у Григория есть дочь, в шутку сказал, что после войны готов женить на его Лене своего сына. По иронии судьбы, спустя много лет, так и произойдёт. Солдаты, ехавшие в вагоне, шептались насчёт отца Лены: плохая примета - фуражку выбросить, считай, "голову потерял", ничего хорошего, мол, не жди. От отца с фронта пришло всего два письма, служивый сообщил, что добрался до Медвежьегорска.
Елена Григорьевна Симонова, труженица тыла
"И очень холодно, холодно так, что "серое горе" плохо греет. "Бабонька, а что такое "серое горе"? Она говорит: "Шинель". Значит полушубков у них не было. И больше ни одного письма не было".
Отец с войны не вернулся. Бабушку парализовало, у старшего брата Лены было неважно со здоровьем, 13-летняя девочка, по сути, осталась главной кормилицей в семье. Лена сажала картошку, капусту, приходилось искать, чем растопить печь.
Елена Григорьевна Симонова, труженица тыла
"Центральная электростанция - туда приходили вагоны, привозили уголь, соль, соду, извёстку, все эти компоненты были нужны для производства электричества".
Когда вагоны стояли на запасных путях, к ним прибегало много людей.
Елена Григорьевна Симонова, труженица тыла
"Залезали на вагоны, и я залезала, брат был внизу, я поднимала большие и маленькие кусочки угля и выбрасывала, потом слезала, собирали и шли домой".
Этим углём топили не только печку в доме Лены, но и избы соседей. Дрова, рассказывает Елена Григорьевна, добывали на свалке отходов ММК, а потом бежали занимать в магазине очередь за хлебом.
Елена Григорьевна Симонова, труженица тыла
"Вот не довезут сколько-то, и хлеба не досталось, а есть хочется каждый день, поэтому были очереди, бежишь, записываешься, все руки были исписаны".
В 1942-м году Лена начала искать работу, никто брать не хотел. Знакомые подсказали пойти к главному бухгалтеру комбината. Лену взяли учеником счетовода в шамотно-динасовый цех.
Елена Григорьевна Симонова, труженица тыла
"В это же время на комбинате строилась 4-я доменная печь, надо быстрее, то ли людей не хватало, грузчиков, всю контору снимали по окончании дня, вся контора шла перегружать кирпич".
Из обуви у Лены были только прохудившиеся ботиночки. Проработав год на комбинате, она уволилась - дома семья очень нуждалась в её помощи. Лена работала на покосах, наградой за это был кулёк пшеницы. Пекли лепёшки с солью, тоже добытой из вагонов. После войны по совету подруг Елена устроилась на центральную электростанцию ММК.
Елена Григорьевна Симонова, труженица тыла
"Она мне сказала: "Там люди хорошие, ты привыкнешь, у тебя будет всё хорошо. Только ты не пугайся, там как на новогодней ёлке игрушки, тебе всё понравится".
Что показывают разноцветные датчики ЦЭС, Елена разобрала быстро, в целом отработала на комбинате 48 лет. Сейчас труженице тыла, почётной пенсионерке ММК и ветерану труда 96, она активно помогает бойцам СВО, связала сотню пар носков. И, глядя на современную молодёжь, нет-нет, да вспомнит годы лишений в военное время.
Елена Григорьевна Симонова, труженица тыла
"Когда я встречаю молодых, шустрых, я всё время спрашиваю: "А сколько лет этому мальчику или девочке?" И думаю: вот я такая была, я через это прошла, какие же вы счастливые. У вас всё в порядке, у вас есть мама, папа, тёплый дом, одежда, обувь".