Премьера, которую ждали. Магнитогорский театр оперы и балета, наконец, представил зрителям свой новый спектакль «Пиковая дама». Эту работу труппа назвала проверкой на творческую зрелость. Исполняя это сложнейшее произведение каждый коллектив поднимает свой профессиональный уровень на высшую ступень. В непростое путешествие театр оправился вместе с молодым и очень талантливым режиссёром Филиппом Разенковым. Удалось ли добиться желаемого, мы решили выяснить, побывав накануне на сдаче спектакля.
Понимая, что даже шедеврам иногда нужно новое дыхание, Филиппа Разенкова на эту постановку директор театр Илья Кожевников пригласил намеренно. Относясь с уважением к партитуре композитора этот молодой режиссёр умеет заставить классическое произведение зазвучать совсем по другому. Причём делает это настолько виртуозно, что, например, поставленные им в Новосибирские «Римские каникулы» в этом году были выдвинуты сразу на 9 «Золотых масок». Однако труппу, как выяснилось, поначалу эти регалии совсем не впечатлили.
ТАТЬЯНА ПОЖИДАЕВА|ХОРМЕЙСТЕР-ПОСТАНОВЩИК ОПЕРЫ "ПИКОВАЯ ДАМА", Г. МАГНИТОГОРСК
Все были в ожидании скучного спектакля!
Потому что будучи ещё студенткой я присутствовала при постановке "Пиковой дамы". Не могу сказать, что тогда она была для меня любима. А вот после вот этой работы, ну вот честное слово, я полюбила эту оперу.
Открыть это произведение заново, причём сам того не желая, помог Филипп Разенков. Он мог бы стать неплохим пианистом, но тяга к режиссуре в какой-то момент оказалась сильнее. В результате на оперных подмостках появился тот редкий тип режиссёра, который главной составляющей этого жанра считает партитуру композитора.
ИЛЬЯ КОЖЕВНИКОВ|ДИРЕКТОР МАГНИТОГОРСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА
На самом деле далеко не все режиссёры знают нотную грамоту, не все работают с клавирами, а всё-таки в опере действительно главное - это музыка. Все ассоциации для художника, для режиссёра, все образы, они идут именно от музыки и если постановочная группа понимает, что она делает, т.е. она слышит музыку, тогда получается совершенно другой результат.
Именно так получилось и на магнитогорской сцене. Увлечённый идей спектакля, её глубинными философскими смыслами Филипп сумел заразить этим всю труппу.
ФИЛИПП РАЗЕНКОВ|РЕЖИССЁР-ПОСТАНОВЩИК ОПЕРЫ "ПИКОВАЯ ДАМА", Г. УФА
Главный вопрос, который мы ставим в нашей постановке перед зрителем, насколько опасен зачастую тот путь, причём путь очень соблазняющий, путь богатства, власти, славы. Насколько он может заставить личность человека, даже самую высокую, деградировать? Вот эта та тема, о которой мы в этой постановке размышляем.
Это и классика, и современность - такой получилась новая постановка оперного театра. Сохраняя эпоху Екатерины Второй режиссёр совсем не стремился её реконструировать, смело используя и декорации, и костюмы, как выразительные средства для раскрытия идеи спектакля.
ЕЛИСЕЙ ШЕПЕЛЕВ|ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК ОПЕРЫ "ПИКОВА ДАМА", Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Ну силуэтика, она выработана той эпохи, конечно же, а уже сама цветовая гамма.
Они все в единой гамме, все в белой гамме. Много таких тонких философских наших идей, но в первую очередь, почему белые, потому что всё пространство тёмное, всё в таком таинстве.
ФИЛИПП РАЗЕНКОВ|РЕЖИССЁР-ПОСТАНОВЩИК ОПЕРЫ "ПИКОВАЯ ДАМА", Г. УФА
По сути мы рассказываем историю человека, который балансирует между светом и тьмой, как многие люди. Человечески страсти перетягивают эту личность в строну тьмы.
Вот так, очень убедительно, шаг за шагом Филипп Разенков в буквальном смысле сумел вдохнуть в эту знаменитую оперу новую жизнь, заставив при этом совершенно по другому звучать и великую музыку Чайковского.
ЭДУАРД НАМ|ДИРИЖЁР-ПОСТАНОВЩИК ОПЕРЫ "ПИКОВАЯ ДАМА", Г. МАГНИТОГОРСК
Когда я репетировал с коллективом, без понятия, что будет на сцене, складывался у меня в голове совсем другой план. Когда я увидел все наши сцены динамичные, поменялась даже у меня концепция. Где-то в плане темпов наоборот я даже от этого пошёл.
Всё стало более динамично, можно так сказать.
Словом спектакль «Пиковая дама» бесспорно стал попыткой нового прочтения знаменитой оперы Чайковского. Однако удивит он не только этим. Любителям этого жанра сложно будет узнать и саму труппу оперного театра, которая за время работы сделала огромный шаг вперёд в плане профессионального роста.