Сегодня отмечается Всемирный День театра. В честь этого события Магнитогорская картинная галерея и театральное сообщество предложили горожанам заглянут в святая святых закулисья - мастерскую театрального художника. На выставке представлен процесс рождения костюмов, декораций, кукольных персонажей. Татьяна Артеменко увидела то, что обычно остается скрытым от зрителей.
Представить спектакль на пустой сцене сегодня практически невозможно. Художественное оформление является важной частью любого театрального представления. Именно оно создает визуализацию той среды, в которой происходят события в спектакле. И от того насколько талантливо это сделано во многом зависит успех постановки.
АЛЕКСЕЙ ВОТЯКОВ|ГЛАВНЫЙ ХУДОЖНИК МАГНИТОГОРСКОГО | ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМ. А.С. ПУШКИНА
Есть проекты, которые я даже не могу вычленить, как они возникли. Так сказать самый известный спектакль, за который я больше всего "пирогов" получил "Гроза", я над ним даже не думал. Т.е. я был знаком с театром, с Небольшим драматическим и со Львом Борисовичем. Я очень хорошо понимал, что ему надо.
Сразу же при нём нарисовал, спросил: Как он к этому относится? Он сказал: Тебе нравится, делай!
Предложенные Алексеем Вотяковым декорации помогли актёрам зажить на сцене. Но так легко образ спектакля рождается не всегда. Бывают ошибки, переделки, а иногда и необходимость отстаивать собственное видение.
Это был первый спектакль в театре Табакова и я не был знаком с режиссёром до этого. Это выпускник Женовача - Миша Станкевич.
Я не знал, что ему надо. Я ориентировался на тот язык, которым в театре Женовача разговаривают и не ошибся. Потому что он настаивал на чём-то другом.
Это была постановка «Дьявола» по рассказу Толстого. Спектакль очень востребован у зрителя и это главное. Создавая за сезон до десяти проектов, к каждому Алексей относится как живой материи, стремясь сделать всё, чтобы постановка зажила своей жизнью. Немалую роль в этом играют и костюмы персонажей, процесс рождения которых также непредсказуем. Например, в магнитогорской версии оперы «Царская невеста» герои неожиданно лишились своих дорогих нарядов.
ГУЛЬНУР ХИБАТУЛЛИНА|ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ МАГНИТОГОРСКОГО |ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМ. А.С. ПУШКИНА
Послушав материал и познакомившись с историей был соблазн, конечно, сделать такую вот боярскую-боярскую историю с бархатом, с парчой. Но, когда я увидела макет Эдуарда Гизатулина, художника-постановщик этого спектакля, я поняла что это ни в коем случае использовать нельзя. Птому что у него была грубая фактура дерева, грубая изба. И тогда ко мне пришло решение, что надо точно также использовать грубые ткани: рогожка, бязь, кирза.
Именно это неожиданно пришедшее решение помогло создать особую, пропитанную русским духом, атмосферу спектакля. И, если в драматическом и оперном искусстве насколько точным будет попадание в замысел зависит ещё и от актёров, то в кукольном театре судьба всего спектакля в руках художника. Ведь именно он создаёт образ всех персонажей.
ИЛЬДАР ВАЛИАХМЕТОВ|ГЛАВНЫЙ ХУДОЖНИК МАГНИТОГОРСКОГО |ТЕАТРА КУКЛЫ И АКТЕРА «БУРАТИНО»
Резал из дерева этих кукол. Полгода работал не покладая рук.
Это старец какой-то? Это образ кого? Он вроде бы великан, но это не великан. Великан - это совершенство вроде какое-то, а это просто высокий человек.
Эти куклы были сделаны для спектакля «Куда уходят великаны», пытавшегося разобраться в том, почему настоящих людей становится все меньше. Проект, к сожалению, так и не состоялся, и благодаря выставке горожане, по сути, получили уникальную возможность увидеть этих кукол. И это не единственное, что впечатлит. Зрители увидят насколько востребованы художники наших театров, которые создают по настоящему грандиозные проекты и далеко за пределами Магнитки, давно считающейся городом высокой культуры.