Александр Полушкин - газовщик доменного цеха ММК - был признан лучшим работником по итогам месяца. Он пришёл на производство в 2007 году, начинал горновым, а сейчас исполняет обязанности мастера. О своём пути на промплощадке и особенностях работы Александр Сергеевич рассказал нашей съёмочной группе.
Александр Полушкин, газовщик доменного цеха, и.о. мастера доменного цеха ПАО "ММК"
"Газовщик доменной печи, если сказать так обобщенно, это оператор технологического процесса доменной плавки. Можно так выразиться. В его обязанности входит контроль технологических параметров. Это заданная температура, поддержание давления горячего дутья, давление под колошником, контроль правильного забора шихтовых материалов, а также соблюдение наших технологических и общих инструкций.
Каждый работник занят своими технологическими обязанностями. Но все вместе - мы единый коллектив. Выполняем одну функцию. Мы обслуживаем огромное доменную печь, которая плавит огромное количество чугуна. Естественно, я себя чувствую сопричастным. Вот эти 12 часов, я как руководитель, может быть, там не на 100% руковожу всеми процессами. Да, то есть надо мной есть там старший мастер, у меня нету вседозволенности. Я такой же подчинённый. Но свою роль я ощущаю, как руководитель данной технологической бригады.
Первая доменная печь объёмом примерно 1600 кубометров выполнена, если так разобраться, как самовар. Сверху у нас поступает шихтовый материал. Он постепенно опускается. От верха до выпуска чугуна проходит 6-7 часов в зависимости от интенсивности плавки. Снизу в печь вдувается раскалённое дутьё. 1250 градусов составляет. В дутьё подмешивается кислород. У нас содержание кислорода в дутье 30 процентов. Печь нашпигована датчиками, интеллектуальными программами, которые помогают нам при выполнении процессов. Дутьё проходит через шихтовые материалы, как говорится, печь дышит.
Не будет газовщика 15-20 минут, наверное, ничего не случится. При длительном отсутствии на рабочем месте вообще, ну, печь, наверное, станет. То есть может случиться много неприятных ситуаций. То есть в печь у нас, можно так сказать, живой организм, который дышит, в который вдуваются огромные кубометры раскаленного дутья. Внутри у нас жидкие продукты плавки. При непредвиденных каких-то обстоятельствах это всё дело может вырваться наружу. Газовщик всегда помогает мастеру, смотрит, контролирует параметры. Если что-то идёт не по нормам, то принимает соответствующие меры.
Представлены некоторые графики на которые мы ориентируемся. Одно из важнейших - давление горячего дутья. Любое колебание вверх для нас - как красная тряпка для быка. То есть мы отступаем дутьём, держим давление доменной печи примерно заданным, чтобы шло как по ниточке. Также выведены давление колошникового газа, температура колошника, перепады печи. Здесь у нас загрузка печи. За всеми этими параметрами мы смотрим, любое отклонение пресекаем. Если что-то не можем сами, вызываем людей, которые могут с этим справиться. Механики, электрики, ребята, которые помогут нам с этим справиться.
Видишь, как твой мастер выполняет какие-то технологические операции. Думаешь, что в этом ничего там такого нет. Перейдя на эту должность понял то, что всему надо учиться, нельзя научиться глядя просто, как работает человек. Надо побывать в шкуре мастера, чтобы правильно выполнять операции, за которые ответственен мастер.
На каждом участке есть свои нюансы, знание которых помогает тебя в дальнейшем. То есть не поработав горновым, мастер бы столкнулся с большими трудностями на литейном дворе. Тоже самое, не поработав газовщиком мастер не зная технологии, не зная оборудование, которое здесь у газовщика, это и загрузка печей верхняя и воздухонагреватель. Ну, мастер просто физически не сможет выполнять свои обязанности.
Работа мастера, говорю, сейчас каждый новая смена какой-то новое открытие для меня, какой-то новый вызов".