Человек-энергия - по признанию коллег и изобретательный кулинар - по мнению родственников. Всё это об Алексее Сотникове - машинисте крана участка взрывных ям копрового цеха ПАО "ММК". На градообразующем предприятии Магнитогорска высококлассный специалист работает более 40 лет. Не удивительно, что его труд был оценён госнаградой - медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
На участке взрывных ям копрового цеха ПАО "ММК" работают уникальные краны: № 32, способный поднять груз весом 72 тонны, и № 30 грузоподъёмностью сто тонн. Краны с клещевыми захватами весом по 15 тонн каждый перемещают крупногабаритный скрап, доставленный из Шлаксервиса, для дальнейшей переработки. Машинисту широкого профиля Алексею Сотникову под силу управлять обоими этими гигантами.
Борис Гусев, и.о. старшего мастера участка взрывных ям копрового цеха ПАО "ММК"
"Вообще, Алексей Владимирович не то, что самый лучший, он у нас уникум, в плане того, что это человек-энергия, т.е. когда он начинает работать, всё вокруг шевелится.
Вообще это суперпрофессионал копрового цеха, в частности мы его на взрывные ямы забрали год назад, потому что у нас ушёл машинист крана, и нам нужен был именно суперпрофессинал, который мог работать на всех кранах".
Свой трудовой путь на ММК Алексей Сотников начал в 1980-м году, работал машинистом крана на втором мартене, после его закрытия успел обнаружить в себе новые таланты - получил 5-й разряд кондитера на пищевом предприятии.
Алексей Сотников, машинист крана участка взрывных ям копрового цеха ПАО "ММК"
"Устроился упаковщиком хлеба, потом плетёнки заплетал, сейчас с закрытыми глазами заплетать могу, потом перешёл в кондитерский цех, позвали девчонки, там, конечно, коллектив интересный был, нас на всю фабрику было 2 мужчины кондитера".
Своих двух сыновей Алексей Владимирович тоже воспитал универсалами: они с лёгкостью могут приготовить и борщ, и плов - семьи сыты, жёны довольны. В роду Сотниковых многие связаны с комбинатом: машинистом крана работали супруга Алексея, старший сын, тёща, отец на мартене был в своё время старшим разливщиком. Работа машиниста крана участка взрывных ям требует большой выдержки. Алексею Сотникову это оказалось по плечу.
Борис Гусев, и.о. старшего мастера участка взрывных ям копрового цеха ПАО "ММК"
"Нам пришлось кое-какие навыки развить у него, он очень обучаемый человек, с нашей спецификой - т.е. козлы могут выскальзывать из клещей, есть такая возможность, приходится очень чётко работать контроллерами, чтобы удержать груз в равновесии, это очень сложно".
Алексей Сотников, машинист крана участка взрывных ям копрового цеха ПАО "ММК"
"Что хорошо, я уже в копровый с 6 разрядом пришёл - машинистом разливочного крана раньше я работал в мартене, здесь подсказывали, у меня очень хороший подкрановый, очень опытный, мы называем его монстр взрывных ям, он и бурильщиком работал, и подкрановым, всё знает, подсказывает".
В день на участке взрывных ям разгружают порядка десяти мартеновских и доменных "козловых" - платформ, на каждой из которых минимум четыре единицы крупногабаритного скрапа, а это в совокупности - восемьдесят тонн. При помощи массивных клещей машинист крана устанавливает груз на специальную площадку, бурильщики делают в нём отверстия, после чего глыбу перекладывают в яму, начиняют взрывчаткой, закрывают плитами и взрывают.
В последствии лом отправляется в электросталеплавильный цех. Алексей Сотников известие о том, что ему за многолетний добросовестный труд присвоена государственная награда - медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени - узнал накануне своего дня рождения, это стало прекрасным подарком к знаковой дате.
Алексей Сотников, машинист крана участка взрывных ям копрового цеха ПАО "ММК"
"Без комбината города нет, по-другому и быть не может, не будет комбината, города не будет, развивается комбинат всё равно, новые производства открываются, это не стоит на месте, вот это радует, значит город будет жить".