Одна из старейших служб Магнитогорского металлургического комбината отмечает свой солидный юбилей. Управление главного механика празднует 95-летие. Первые механические мастерские появились на ММК ещё в 1929 году. Сегодня это несколько новых подразделений дочерних компаний металлургического гиганта - Механоремонтный комплекс и Объединённая сервисная компания, а это тысячи рабочих и десятки производственных цехов и промплощадок.
Александр Юсин, главный инженер ООО "МРК"
"На сегодня МРК, который является неотъемлемой часть УМГ и основная ремонтная площадка - полноценное машиностроительное предприятие. Вся технологическая цепочка переделов: от литейного производства, кузнечно-прессового производства, цеха металло-конструкций, 4 механообрабатывающих цехов, шлифовальный цех, который оказывает услуги по подготовке оборудования непосредственно на площадках листопрокатных цехов".
И это лишь малая часть того, что сегодня собой представляет МРК - один из так называемых "детёнышей" управления главного механика. Организация получила жизнь в 1999 году решением Совета директоров ОАО "ММК". Спустя 15 лет в структуре градообразующего предприятия появилось ещё одно подразделение - Объединенная сервисная компания, в состав которой вошли ремонтники, электромонтёры, слесари и все те, кто обеспечивает бесперебойную работу агрегатов.
Дмитрий Бодяев, и.о. главного механика ООО "ОСК"
"Служба главного механика занимается контролем исполнения системы технического обслуживания и ремонтов механического, энергетического оборудования. И гидравлического оборудования".
Всего этого могло бы и не быть, если бы не богатейшая история и преемственность поколений механоремонтной службы ММК. Первые мастерские появились вместе с самим комбинатом ещё в 1929 году. В 30-е годы введены в строй литейных цех, цех металлоконструкций, был создан ремонтный куст прокатных цехов - прародитель цеха ремонта металлургического оборудования. 40-е, 50-е - каждое десятилетие отмечено вводом новых цехов. В 60-х на градообразующем предприятии появляется цех изложниц, лаборатория сварочных процессов. А ещё свой путь начинает совсем молодой, но в будущем одна из ключевых фигур управления главного механика - Анатолий Алексеевич Гостев. Начинал с технического отдела, но за 10 лет работы дошёл до помощника начальника цеха. Вот только от механических ремонтов был далёк. Больше занимался документацией. Познавать азы профессии механиков и ремонтников пришлось буквально с нуля.
Анатолий Гостев, ветеран управления главного механика Магнитогорского металлургического комбината
"Щукин был главным механиком комбината. Я одел рабочий комбинезон и год вместе со слесарями в каждом ремонте лазил. Щукин приходил, меня как котёнка вытаскивал. Ты должен руководить. Мне нужно узнать сначала".
Именно такой подход к делу отличал большинство тех, кто трудился на ММК в 70-е и 80-е годы. Насколько сложными они получились, не понаслышке знает Владимир Григорьевич Попков. Он прошёл путь от простого слесаря, коим стал в 16 лет, до должности начальника механического цеха.
Владимир Попков, ветеран управления главного механика Магнитогорского металлургического комбината
"Самые трудные годы прошли в механическом цехе. Трудные потому, что механический цех был главной базой подготовки запчастей для комбината. Комбинат гудел, повышал производство. Стремился как можно больше. И достигли того, что в 1989 году комбинат выдал 16 млн стали".
Тогда, в 80-е часть оборудования ММК уже пришла в изношенное состояние и требовала капитальных ремонтов. При этом задачи для производства ставились максимальные. На выручку, в том числе и механикам приходил Иван Харитонович Ромазан.
Владимир Попков, ветеран управления главного механика Магнитогорского металлургического комбината
"Когда назначали начальником цеха, Ромазану сказал: "Я теперь самым виноватым человеком буду. Кому-то не сделал что-то. Буду виноват!" Ромазан удивился, но ответил: "Помогу!" И он так помогал, что жить хотелось!"
Виталий Бахметьев, депутат Государственной Думы России
"Тогда была грандиозная стройка. Если вспомнить те годы ни один месяц не был без графика. Серьёзная напряжённая работа".
Это сегодня Виталий Бахметьев - депутат Государственной Думы. А свой трудовой путь он начинал на ММК. В 1984 году Виталий Викторович после института пришёл на должность мастера участка ручной формовки. И вполне заслуженно считает себя не только прокатчиком, но и ремонтником.
Виталий Бахметьев, депутат Государственной Думы России
"Иногда после серьёзных аварий приходили и восстанавливали. Авария на печи - нужно было восстановить срочно. Не было никакой документации. И мы всё сделали за ночь. И производитель печи - немецкая компания - сильно были удивлены, как мы быстро сделали и качественно".
В 90-е было несладко всем. В том числе и ММК. Его руководителям пришлось принимать нестандартные решения. Так в 91-м году по инициативе главного механика комбината Анатолия Гостева на базе цехов УГМ было создано первое на ММК государственное дочернее предприятие - ремонтно-механический завод "МАРС".
Анатолий Гостев, ветеран управления главного механика Магнитогорского металлургического комбината
"Я инициатором выступил. Всех собак повесили. Куда от комбината? А вы попробуйте. А служба уже разрослась. Нужно было всё обеспечить. Стариков согласился. Много критики выдержал".
Но всё обошлось. И удачный опыт нового подразделения стал поводом для появления МРК и ОСК. И сегодня уже эти организации пишут новую историю ММК.
Александр Юсин, главный инженер ООО "МРК"
"С 2022 года мы вошли в реализацию двух больших проектов, которые были активно поддержаны головной компанией - ММК. Оказывается всесторонняя поддержка и помощь. Один запустится на День металлурга в этом году. Цех машиностроительной продукции".
А это уже другая история.



