Наша традиционная рубрика, посвящённая Великой Победе. Когда началась Отечественная война, на фронт отправилось много добровольцев. Однако некоторых в военкоматах вежливо разворачивали и отправляли домой. Объясняли это тем, что нахождение в тылу, к примеру, светил науки принесёт для советского народа куда большуюпользу, нежели на полях сражений. Учёным и очень ценным специалистам давали освобождение. Герой нашего следующего сюжета - Александр Фиркович поведал историю о своём отце и его единомышленниках, которые под военной бронью в Магнитке отливали танковую броню. Продолжит - Дина Наумова.
Когда началась Великая Отечественная война Александру Фирковичу было 4 года. Но он отчётливо помнит: мама и папа трудились на комбинате - уходили на работу чуть свет и возвращались ближе к ночи. Зоя Ефимовна работала техником-механиком, занималась поставкой запасных частей для литейного оборудования. Фёдор Абрамович был техником-литейщиком. В военные годы его оставили в тылу.
Александр Фёдорович Фиркович, сын тружеников тыла
"Но поскольку они были большие специалисты, и их просто не хватало, они приходили в военкомат - им там вежливо отказывали".
Если до Великой Отечественной комбинат выплавлял обычные марки стали для нужд промышленности, то фронт потребовал металл особого качества. Пришлось на ходу перестраивать производство на военный лад. 22-го июня 41-го года директор комбината Григорий Носов лично поручил Николаю Селиванову - заместителю начальника Центрально-заводской лаборатории - разработать технологию выплавки броневой стали. Она должна была обладать очень большой вязкостью и прочностью, броня должна была выдерживать удар снаряда, летящего со скоростью 200 метров в секунду. Было создано специальное бронебюро. За работой специалистов следили на самом высоком уровне.
Александр Фёдорович Фиркович, сын тружеников тыла
"Иосиф Виссарионович имел обыкновение звонить по ночам, он, оказывается, ночью работал. И он звонил по ночам часто, и не дай Бог, если кого-то не было, было строгое наказание".
После многочисленных новаторских разработок по выплавке стали в мартеновских печах, разработок новых типов изложниц для разливки, тепловых и силовых режимов прокатки на станах - с поставленной задачей бюро справилось.
Александр Фёдорович Фиркович, сын тружеников тыла
"23 июля 41 года в печи № 3 сварили первую сталь, да, прокатали её, и образцы этой стали расстреляли из пушки на полигоне, а полигон у нас в Магнитогорске был. Сталь выдержала, 200 метров - скорость была снаряда, и повреждений брони не было. Всё, доложили в Москву, из Москвы пришло сообщение: всё, давайте в массовый выпуск".
На комбинате приступили к изготовлению брони для танков Т-34. Кроме того, литейщикам Магнитки было поручено организовать отливку бронеколпаков для дотов. (фото) А когда у немцев появились в арсенале тяжёлые танки "Тигры", встала необходимость в обновлении и советского парка аналогичных машин. Нужно было в короткие сроки организовать отливку башен для тяжёлых танков "Клим Ворошилов" и супертяжёлых - "Иосиф Сталин". Эти машины должны были стать стальным воплощением силы советского народа. Комбинат справился и с этой задачей. По самым скромным оценкам всего в броню Магнитки за годы Великой Отечественной войны было одето более 50-ти тысяч танков.
Александр Фёдорович Фиркович, сын тружеников тыла
"Мы слушали каждый день голос Левитана, о наших победах, каким он голосом это говорил, вот это вот круглое радио, чёрное - репродуктор. У нас у детей была гордость за нашу страну. И тем более были горды за наших родителей, что частичка заложена и в их работе".
Начальник стале-литейного цеха Генрих Янкелевич и заместитель начальника Центрально-заводской лаборатории комбината Николай Селиванов за выдающийся личный вклад в развитие металлургического производства награждены орденами "Знак Почёта" и "Трудового Красного знамени". Фёдор Абрамович Фиркович также удостоен ордена "Знак Почёта" и медалей "За трудовое отличие" и "За трудовую доблесть". Но дороже всех наград, признаётся сын легендарного литейщика Магнитки - для людей, ковавших броню в тылу, были письма от бойцов с фронта, адресованные им - как подтверждение нерушимости цепочки "Тыл-Фронту".
"Не терпит металла с маркой ММК броня хвалёных "Тигров". От снарядов, изготовленных из магнитогорской стали, горят как факелы "Фердинанды" и "Пантеры", "Мессершмитты" и "Юнкерсы". Разваливаются немецкие пушки, миномёты, пулемёты под гусеницами советских танков. Слава кузнецам грозного оружия - металлургам Магнитки!"
Бойцы и офицеры Первого Украинского Фронта.