Промышленный туризм на ММК набирает обороты. С момента запуска детских экскурсий в 2018 году Магнитогорский металлургический комбинат принял уже 25 тысяч юных гостей. И интерес к проекту продолжает расти. Если раньше он привлекал в основном школьников Магнитогорска, то теперь география расширилась - на экскурсии приезжают дети со всего региона. Почему посещение ММК вызывает такой интерес и в чем секрет успеха этого проекта - расскажет Татьяна Артёменко.
Развитие промышленного туризма на ММК началось с уникального проекта "Стальной маршрут"», запущенного в 2018 году. Изначально для посетителей было доступно четыре экскурсионных направления, включая два автобусных тура для детей от 6 лет. Эти экскурсии быстро завоевали популярность: сегодня на них уже записались три учебных заведения, среди которых - ученики школы № 61.
Мария Пушкарская, руководитель информационного центра КЦПК "Персонал"
"Школьники в категории до 14 лет приходят сначала в техническую библиотеку, знакомятся с комбинатом, знакомятся с профессией металлурга, лаборанта, прокатчика. Т. е. раз в месяц к нам приходят специалисты цехов и рассказывают о своих профессиях и о цехе, в котором они работают. Таким образом, дети знакомятся постепенно с комбинатом".
Однако мало услышать - нужно увидеть всё своими глазами. Поэтому следующая остановка экскурсии - Комсомольская площадь. Именно с неё 95 лет назад начиналось строительство Магнитки. Фото на память - и снова в путь. Эта экскурсия - обзорная. В целях безопасности ребята не выходят из автобуса на производственные площадки, но это не делает путешествие менее увлекательным.
Ксения Суднева, экскурсовод промышленного туризма информационного центра КЦПК "Персонал"
"Мы едем мимо основных цехов. Т.е. мы проезжаем электросталеплавильный, доменный, видим прям хорошо доменные печи. Ну прежде всего, мы, конечно, говорим об истории предприятия, о металлургических процессах, происходящих на нашем производстве. Показываем, как выглядит проба чугуна, проба стали, чем они отличаются. Показываем, как выглядит железная руда. Ребята, в принципе, очень интересуются и откликаются на эту тему".
Ярослав Кльмухаметов, учащийся 8-го класса школы № 61
"Меня сильно удивил масштаб всего предприятия. И самое главное – это большие цифры: много чего производится. У меня работает папа, здесь тоже, и я бы тоже хотел связать свою жизнь с предприятием".
В 2022 году ММК вошёл в национальный рейтинг "Промышленный туризм: лидеры России", став самым посещаемым предприятием в категории "Профориентационный туризм". Высокий спрос на автобусные детские туры, побудил расширить программу: к ним добавились пешие маршруты по территории комбината.
Мария Пушкарская, руководитель информационного центра КЦПК "Персонал"
"В 2024 году мы открыли маршрут "О чём гудит железная дорога", который предполагает выход из автобусов детей. Они в спецодежде, у нас в касках, в жилетах и путешествуют по территории управления логистики. Они знакомятся с тепловозным депо, с вагонным депо, заходят в диспетчерскую. И ещё есть один маршрут для подростков в категории 14 плюс - "ММК своими глазами", когда школьники посещают различные производства. Это либо прокатное, либо доменное, в зависимости от возраста".
Это путешествие по ММК никого не оставило равнодушным. Восторженные отзывы под фото и видео, опубликованные в соцсетях, привлекли внимание сверстников ребят из других городов. Они тоже захотели посетить гигант чёрной металлургии. Так родился проект "Стальные каникулы", который объединил школьников и студентов из разных городов области.
Алина Венжик, учитель школы патриотического воспитания № 3, г. Карталы
"Дети в восторге. У нас город небольшой, многие из них сегодня впервые побывали в Магнитогорске. Поэтому эмоций очень много. Очень здорово. Спасибо большое за такую экскурсию!"
В планах ММК - дальнейшее развитие проекта: новые маршруты, интерактивы и даже совместные программы с вузами. А значит, промышленный туризм в Магнитогорске ждёт ещё больше гостей.
Мария Пушкарская, руководитель информационного центра КЦПК "Персонал"
"Главная цель, конечно же, познакомить с миром профессий, которые у нас в городе востребованы, чтобы дети знакомились и могли выбрать ту профессию, которая им по душе".