В этот вторник в России отмечается День воинской славы. 5 декабря 1941 года было начато контрнаступление советских войск против немецко-фашистских захватчиков. Перевернувшее ход всей войны. Как сегодня, спустя 82 года смотрят на это событие школьники и с какими трудностями сталкиваются преподаватели истории?
Урок истории в 10-м классе. Сегодня, в День воинской славы России лицеисты разбирают тему контрнаступления под Москвой. Его значение, а главное важность того: почему столицу ни при каких условиях нельзя было отдавать врагу.
"Москва - столица, главный центр нашей страны. И падение столицы означало глубокое проникновение сил Германии в страну и падение страны".
"Если бы взяли Москву, то пал бы боевой дух и не было бы стремления защитить свою Родину".
Ещё несколько десятков лет назад рассказать о событиях тех лет могли не только учебники истории, но и сами очевидцы: ветераны - участники Великой Отечественной, жители территорий, где проходили боевые действия.
Наталья Борисова, преподаватель истории Многопрофильного лицея № 1
"Чем дальше мы уходим от этих событий, тем меньше людей, которые пережили эти события, эмоционально перенесли тяжелейшие годы ВОВ. Если раньше они могли поделиться своими впечатлениями с детьми, с внуками впечатлениями об этой войне, то сейчас ситуация совершенно иная".
В помощь педагогу - интерактивные приспособления и видеоуроки.
"Адольф Гитлер: "Город должен быть окружён так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель, будь то женщина или ребёнок, не могли его покинуть. Произведены специальные работы, чтобы Москва и её окрестности с помощью специальных сооружений были затоплены. Там, где сейчас Москва, должно быть огромное море, которое навсегда скроет от внешнего мира столицу русского народа".
Взять и уничтожить Москву Гитлер планировал в течение первых трёх или четырёх месяцев войны. Однако сопротивление Красной Армии задержало операцию на 2 месяца. А когда наступление всё же началось, 5 октября Государственный комитет обороны принял решение о защите Москвы. Бойцы буквально вгрызались в родную землю. К началу декабря фашистские войска выдохлись. Именно в этот момент советское командование приняло решение о контрнаступлении.
"Мощные удары советских войск явились неожиданностью для врага. Фашистское командование было уверено, что у Советской Армии под Москвой нет сил для наступления, что она хотя и может наносить отдельные сильные удары, но перейти в общее наступление по всему фронту не в состоянии. А Советская Армия оказалась в состоянии это сделать! И как! Фашисты откатывались назад, теряя технику, бросая нетронутыми склады с горючим, боеприпасами".
По словам педагогов, сегодня к таким вехам современные школьники подходят просто как к фактам истории без эмоций и сопереживания. Порой осложняет работу и мировая обстановка. Желающих переписать страницы нашей истории много.
Наталья Борисова, преподаватель истории Многопрофильного лицея № 1
"Так как особенность детей этого возраста - официальную информацию они не читают. Пытаются искать факты из интернета. Не обращая внимание на объективность этих данных, не включая критическое мышление. Поэтому бывает сложно переубедить ребёнка, что совершенно иная ситуация".
И всё же опыт педагогов и близость той войны каждому, где были свои участники или свидетели тех дней, позволяют чтить память предков и сохранять факты истории в неприкосновенности.