3 сентября Россия отмечает День окончания Второй мировой войны. Ранее памятной датой считалось 2 сентября. Именно в этот день был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Но в апреле 2020 года дата окончания самой страшной войны в истории была уточнена и согласно федеральному закону перенесена, став Днём воинской славы. О том, как этот праздник отметили школы города - расскажем в нашем сюжете.
Тому, как закончилась Вторая мировая война, в многопрофильном лицее № 1 посвящён не один урок. На них историк Иван Чернобривец уже знакомил ребят с итогами Ялтинской конференции. Выполняя её решение 8 августа 1945 года Советский Союз был вынужден вступить в войну с Японией - сторонницей нацисткой Германии. 2 сентября она была закончена. И поскольку именно эта дата была признана Днём окончания самой кровопролитной в истории войны, только рассказом о капитуляции Японии Иван Георгиевич решил не ограничиваться.
Иван Чернобривец, учитель истории и обществознания многопрофильного лицея № 1
"Собственно - это событие, 2 сентября, для нас значимо не столько победой над Японией, сколько в целом окончанием большого периода. Почти 6 лет длилась Вторая мировая война, которая унесла огромное число жизней. Как известно побеждённые противники использовали нечеловеческие методы. Создавали концентрационные лагеря, уничтожали мирное население. Если мы обратимся к цифрам, то большее число потерь - это не военные потери, это потери именно мирного населения".
Этот день важен для всего мира - во Вторую мировую войну было втянуто 57 государств. Но самые большие потери, как известно - это порядка 27 миллионов погибших, понёс Советский Союз. Однако огромный вклад нашей страны в разгром немецко-фашистских захватчиков сегодня активно отрицается её бывшими союзниками - США и Великобританией.
Иван Чернобривец, учитель истории и обществознания многопрофильного лицея № 1
"Говоря о решающем вкладе США или Великобритании, себя эти страны представляют как победителей, как основателей новой Потсдамско-Ялтинской дипломатической системы, Нюрнбергской юридической системы. А в то же время достижения нашей страны, которая внесла огромнейший вклад, просто замалчиваются и создаются условия для политических манипуляций".
Считая, что сохранение исторической памяти и развитие у детей критического мышления, является лучшим оружием против любых политических манипуляций, этот урок педагог построил не совсем привычным образом. Разбив класс на три группы Иван Чернобривец предложил школьникам поработать с официальными статистическими данными Второй мировой войны, подтверждёнными не только Россией, но и США с Великобританией. Таким образом учащие получили возможность самостоятельно оценить военные и мирные потери разных стран, итоги ключевых сражений и демографическое положение СССР после окончания войны.
Матвей Пикалов, учащийся 10 класса многопрофильного лицея № 1
"Ну я сделал главный вывод, что, конечно, Советский Союз потерял намного больше, как мирного населения, так и военных. И это достаточно невосполнимая потеря. Все семьи были затронуты.
- Другие страны стремятся переписать историю, создать новую историю. Как ты к этому относишься?
- Ну считаю, это по-настоящему ужасно так делать. Это не уважать всех погибших на войне, не уважать нас, потому что это дискредитирует в основном нашу страну".
Работая с документами ребята так же узнали, что именно Вторая мировая война заложила ту международную систему дипломатии и те юридические основы наказания военных преступников, которые существуют до сих пор. Такой урок без назидательных рассказов ребята назвали очень полезным. Они отметили, что получив возможность самостоятельно разобраться в фактах, они поняли почему нужно знать историю.
Олег Лядов, учащийся 10 класса многопрофильного лицея № 1
"Человек, который не знает, им легко манипулировать. Те, кто знает исторические факты, могут рассказать об этом, проинформировать людей.
- Историю надо сохранять?
- Да, конечно!"