Звукорежиссёр Дворца культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе Сергей Пьянов удостоен премии Законодательного собрания Челябинской области за профессионализм и преданность искусству. Его работа остаётся за кулисами, но именно от неё зависит качество звучания каждого слова и каждой ноты. За пультом звукорежиссёра рождается та самая магия, которая превращает концерт в незабываемое шоу. Как создаётся идеальный звук и что значит - быть мастером своего дела?
Уже 24 года рабочий день Сергея Пьянова начинается в студии звукозаписи ДК Орджоникидзе. Сейчас вместе с педагогом по вокалу Еленой Ихсановой он записывает финальную песню для праздничной программы ко Дню города.
Сергей Пьянов, звукорежиссёр Дворца культуры металлургов им. С. Орджоникидзе
"В мои обязанности входит это обслуживание концертов, как местных коллективов, так и приезжих любых артистов; также запись вот в этой студии, запись коллективов и сведение фонограмм. Происходит запись, когда мы сделали несколько дублей. Всё, дальше я уже начинаю этот проект с голосом или инструментами и голосом, уже сводить вместе с аранжировкой и получать готовый продукт".
Именно здесь начинается творческая работа: очистка музыки от шумов, коррекция нот с помощью вокальных редакторов. Объём работы огромный - солисты, ансамбли, хоры до 20 человек. Современные технологии значительно упростили труд звукорежиссёра. Сергей вспоминает начало 2000-х, когда звук записывали на магнитную ленту. Это отнимало много времени, и приходилось полагаться только на слух.
Сергей Пьянов, звукорежиссёр Дворца культуры металлургов им. С. Орджоникидзе
"В какой-то момент ко мне пришло осознание, что нужна теоретическая часть. Мне повезло, я 12 лет назад узнал, что есть такой конгресс звукорежиссеров в городе Самаре, где собираются люди со всей страны. Обмениваются опытом. Там приводят различные мастер-классы и обучение. Это шикарное вообще мероприятие".
Ежегодные поездки на конгресс позволили освоить профессиональное оборудование, которым теперь укомплектована студия. Сергей уверен: для успешной работы одного диплома недостаточно - звукорежиссёру необходимы практика, опыт выступлений в группах, владение инструментами и работа на сцене. И, как оказалось, судьба дала ему всё это в полной мере.
Сергей Пьянов, звукорежиссёр Дворца культуры металлургов им. С. Орджоникидзе
"Я закончил восемь лет музыкальной школы. Потом поступил в музыкальный колледж, педагогический. По специальности я - баянист, народник. Будучи студентом ещё музыкального колледжа, мы создали рок-группу. И, соответственно, рок-группа — это оборудование: колонки, усилители, пульты. И я в это настолько погрузился, меня настолько это затянуло, что у меня такая цель: я хочу быть звукорежиссёром".
Большая ответственность ложится на звукорежиссёра при подготовке шоу и классических концертов, где необходимо правильно настроить акустическую систему. Особенно сложно это сделать в залах, не приспособленных для классической музыки.
Сергей Пьянов, звукорежиссёр Дворца культуры металлургов им. С. Орджоникидзе
"Первый концерт Мацуева. Они сели, сыграли, порепетировали. Я послушал, предложил варианты решения. Т.е. какая будет расстановка микрофонов, какая будет использоваться пространственная обработка. И мы совместно нашли вот этот баланс, чтобы передать характер".
Вадим Марченков, директор Дворца культуры металлургов им. С. Орджоникидзе
"Все, что мы слышим в зале, в городе, на площадках города, всё это непосредственно участие Сергея. Единогласно приняли такое решение с творческими коллективами дворца и представили его для того, чтобы его наградили в Заксобрании. Его работу, в принципе, можно назвать незаменимой".