Сто двадцать пять чёрно-белых фотографий, способных взорвать наши представления об ушедшей навсегда эпохе, экспонируются в Магнитогорской картинной галерее в рамках персональной фотовыставки Валерия Намятова с интригующим названием "Такой, как есть". Фотографии сделаны в период семидесятых - восьмидесятых годов прошлого века, они самой разной жанровой направленности. Объединяет их слово, не совсем подходящее для визуального продукта: они честные. Игорь Гурьянов разглядел яркие краски чёрно-белого фото.
Игорь Гурьянов, корреспондент
"Всего три слова: фото Валерия Намятова. А согласитесь, какие глубинные смыслы можно найти в этом словосочетании при ближайшем рассмотрении. Люди, далёкие от фотоискусства, мало знакомые с автором, могут подумать, что здесь, в картинной галерее экспонируются портреты Валерия Ивановича - такого, как есть. Люди, более-менее знакомые с фотографией, знающие Валерия Намятова, наверняка поймут, что в картинной галерее выставлены фотографии, сделанные Намятовым. Впрочем, настоящий художник, а он - настоящий, в каждой своей работе оставляет частичку себя. В этом контексте все 125 работ, выставленные в трёх залах галерери, и автобиографичны, и автопортретны".
Конечно, ограничительные меры смазали ощущение яркого события в культурном пространстве. Но отсутствие массовки и официальных речей добавило человечности происходящему и сказанному. Атмосфера, царившая в стенах "картинки", навевала мысли об арт-салонах серебряного века. Кстати, времён, когда фотография считалась весьма элитарным искусством.
Первое, что бросается в глаза при ознакомлении с работами: они все чёрно-белые. И не сказать, что автору претит цветовое многообразие окружающего мира. Это замысел, причём глубокий. Эпоха, когда делались эти фото, была вот такая - либо не терпящая полутонов, либо серая. А серый - это цвет, состоящий из чёрного и белого. Разделить цвета, сделать акценты - это ли не задача художника?
Марина Абрамова, главный хранитель Магнитогорской картинной галереи
"Это высокое искусство. Многие мастера считают, что цвет убивает искусство фотографии. А в чёрно-белой фолтографии ощущуается связь с графическим искусством. Чёрное - белое. Объём, тень, свет... Можно сделать объёмную фактуру, пластику - кадр будет очень интересным".
И ещё одна специфика экспозиции: около каждой фотографии хочется постоять. Одним - вспомнить. Другим - узнать. Третьим - понять что-то в себе. Цвет творческой интеллигенции - так слегка архаично можно обозначить первых посетителей выставки, был единодушен в своей оценке увиденного: это - слепок эпохи. Такой, какая она была, когда деревья были большими - сложная и противоречивая. С полётами в космос и талонами на колбасу. Бесплатной медициной и самой высокой смертностью. Впрочем, экспозиция - она о жизни. Ведь кто-то держал это фотоаппараты в руках, снимал любимых людей, красивые пейзажи. Заметим: коллекция фотоаппаратов разных лет выпуска, разных стран, с разными техническими особенностями - самодостаточная экспозиция, способная украсить и столичный политехнический музей.
Александр Иванов, директор Магнитогорского краеведческого музея
"С Валерием Вановичем сейчас разговаривал, просил его часть экспонатов, по окончании выставки, передать нам в музей. Будет такая небольшая коллекция, мы будем ему очень благодарны".
Сам художник на открытии был немногословен. Так бывает: выложившись по полной в работах, мастер не находит слов. По одной простой причине: он уже всё сказал в своих полотнах. Так назвал фотографии Намятова один из посетителей. Услышать его, а также более детально познакомиться с творчеством Валерия Ивановича, можно будет в более раширенном материале, который готовит к эфиру телекомпания "ТВ-ИН". Сама же экспозиция продлится до 14-го ноября.