Они пережили ужас и страх, а теперь многим предстоит начинать жить с нуля. По уточнённым данным областной комиссии, в результате пожара на юге области был уничтожен 61 жилой дом: в посёлках Джабык и Запасное. Сейчас люди, оставшиеся без крова, живут, в основном, у родственников. Многие нуждаются в помощи: все личные вещи сгорели. Каждый день в Джабык выезжает отряд "Легион-спас", привозят людям одежду и еду. В одну из поездок с ними отправилась и наша съёмочная группа.
"Вот мой большой дом. Когда перекинулось, старалась тушить, но одна что я могу сделать?"
Это последние кадры, на которых дом Марины Павленко ещё цел. Она снимала за несколько часов до того, как всё поглотил огонь. Говорит, до последнего не уходила, пыталась потушить сама.
Марина Павленко
"Думаю, пойду пожарным скажу - пускай помогут, вышла, а тут никого нет. Я обернулась - там уже горит. Схватила тревожный чемоданчик, а когда сюда выскочила, тут ад был кромешный.
И мне сквозь это пламя надо пробежать метров 5-6. Я боялась, чтобы мне не споткнуться и не дохнуть этого воздуха - это такая температура! В итоге у меня везде ожоги. Тут не очень, а тут, конечно, всё".
Пока женщина живёт у родственников в Джабыке. На что будет восстанавливать потерянное имущество - не знает. Говорит, даже 100 тысяч от области, которые выплачивают за полную потерю имущества, ей не положены.
Марина Павленко
"А мне сказали: вы - дачница, у вас земля приватизированная, а дом - нет. Нам, как погорельцам, дали 10 тысяч. А вот то, что возмещать, сказали: ищите свидетелей, что вы тут 20 с лишним лет живёте. Да мы когда это покупали, не было приватизации, ничего не было".
По словам жителей, в большинстве случаев тушили пожар своими силами. А, главное, возмущается Марина Гильманова, не была вовремя организована эвакуация. Ведь леса горели двое суток. Вспоминает, 9 июля она вышла из дома утром - всё уже было в дыму.
Марина Гильманова
"Не было МЧС, не было воздушной авиации. А говорят, что самолёты тушили. Эвакуации не было. Мы поехали, вырвались в Новокаолиновый, за секунду я влетела в стену огня. Просто верховой огонь - в 5 этажей.
Стояли пожарные. Я их спрашиваю: куда ехать, как спасаться? Они говорят: мы не знаем, мы в огневой ловушке, со всех сторон огонь. Я выхожу, жар был очень сильный, смотрю, там уже зарево красное. Я рискнула, посадила детей обратно в машинку и мы сквозь огонь поехали. Ничего не было видно, я капота машины даже не видела. Дети кричат: мама мы сейчас умрём".
Где-то в этих же руинах дом Ирины Морозовой. Она с тремя детьми сейчас живёт в доме родственников. Это помещение долго пустовало, в нём практически нет мебели, не говоря уже о посуде. Женщина признаётся, она до сих пор не может отойти от произошедшего.
Ирина Морозова
"Я была на работе и увидела просто зарево над домом. Я неслась галопом до дома, чтобы спасти хотя бы детей. Нас уже начало жарить огнём. Мы посадили детей в машину к соседям, стали вывозить. Мужики там оставались до последнего, мы уже орали, чтобы они возвращались. Дедушка же у нас там погиб один".
Сегодня ребята из "Легион-СПАС" привезли Ирине самое необходимое - мебель и одежду детям.
"Людям просто спасибо огромное. Помогают просто все".
Елена Хатнулина, участница поисково-спасательного отряда "Легион-СПАС" ездит сюда практически каждый день. Развозит людям помощь. А на той неделе на своей машине вызволяла жителей Джабыка из огненного плена.
Елена Хатнулина, участник поисково-спасательного отряда "Легион-СПАС"
"Мы ехали по горящему тоннелю. С двух сторон полыхало, стояли пожарные машины, МЧС, было очень много дыма. Но ехать можно было. Мы ездили в Джабык, забирали оттуда людей, вывозили. Некоторые, конечно, не соглашались, оставались на местах и не хотели бросать свои дома, многие просили помощи и мы их вывозили".
Сегодня у "Легион-СПАСа" сразу несколько точек, куда они должны привезти продукты и вещи. В здании школы посёлка Новокаолиновый находится пункт временного размещения. После пожара здесь обосновалось 84 человека, позже большинство разъехались по родственникам. Сейчас в столовой готовят для командированных сотрудников МЧС и полиции.
Наталья Семинихина, начальник пункта временного размещения
"Питание круглосуточно, конкретного времени нет, как людям удобно - так и приходят, кушают. Девочки кормят в любое время и днём, и ночью. Участвуют в приготовлении как учителя нашей школы, так и местное население".
Сюда же свозят большинство вещей, за которыми приходят погорельцы.
Мария Бурдина, директор поисково-спасательного отряда "Легион-СПАС"
"На данный момент необходима обувь всех размеров, особенно мужская 43-47. Нужны постельные принадлежности, шторы. Необходимы из мебели: кровати, диваны, шкафы, посуда - вся".
Те, кто решил не оставаться в стороне, могут обратиться в магнитогорский "Легион-Спас". Причём помощь возможна не только материальная. Здесь всегда рады водителям, которые могут отвезти груз в Джабык, и рабочей силе, на случай если придётся грузить мебель.