Пройти несколько немецких лагерей и быть спасённым по дороге в лагерь смерти - такова история красноармейца Архипа Дмитриевича Колузаева. В память о своём отце Евгений Архипович хранит автобиографию, награды и личные вещи, побывавшие в плену.
Колузаев Архип Дмитриевич родился в Бугульминском районе в деревне Старое Сумароково в 1909 году. В семье было шестеро детей. В юности Архип был активным комсомольцем и партийным работником. Трудился хлебозаготовителем. В декабре 1932-го года был призван в ряды Красной Армии. Служил в особой Краснознамённой Дальневосточной армии под командованием Блюхера, после был направлен на учёбу в ленинградское артиллерийское училище. Во время отпуска кадровый военный Колузаев в доме родителей познакомился с молодой учительницей Антониной, они сыграли свадьбу. Далее Архип Дмитриевич в качестве командира батареи гаубиц был направлен в Минск. Колузаев принимал участие в освобождении Западной Белоруссии, а в войне с Финляндией был уже в качестве начальника штаба дивизиона тяжёлой артиллерии.
Евгений Архипович Колузаев, сын участника ВОВ
"По распоряжению главкома в июне 1941 года его полк отправился на учения на полигон, «Червоный Бор» называется, он под Ломжей, это где-то в 70 километрах от границы государственной. Это была польская территория".
В первые часы Великой Отечественной войны большинство гаубиц были уничтожены.
Евгений Архипович Колузаев, сын участника ВОВ
"Полк под Валилами был разбит. Там была река Зельвянка, отец говорит: "Поскольку тяги нет, орудие не смогли переправить через реку. Замки поснимали, орудие утопили в реке, а сами переправились".
Выход из окружения не удался. Колузаев в числе других красноармейцев при переправе через Неман около местечка Ерёмичи попал в плен.
Евгений Архипович Колузаев, сын участника ВОВ
"Их всех поместили в церковь местную, и началось путешествие так сказать в плену".
Пройдя несколько пересыльных лагерей на территории Белоруссии и Польши, Колузаев попал в "Шталаг-325", в нём содержались порядка 18 000 офицеров. Архип Дмитриевич с несколькими пленными пытался совершить побег, но поляки, у которых они прятались, выдали беглецов фашистам.
Евгений Архипович Колузаев, сын участника ВОВ
"Буквально подставляют пистолет к виску, говорят: «Мы тебя сейчас застрелим». У него руки были обожжены, я так понял, что номера были, их потом сводили кислотой, ожоги остались".
Когда "Шталаг" расформировали, Архип Дмитриевич попал в интернациональный лагерь Хаммельбург, помимо русских там были англичане, американцы, французы. Артефакты тех времён - личные вещи Колузаева: бритва, рукотворные книжицы, в которых он писал заметки, и вот этот котелок. Гравировку на нём Архипу Дмитриевичу на память сделал пленный француз.
Евгений Архипович Колузаев, сын участника ВОВ
"Умирали люди от голода и от тяжёлых работ. Из Хаммельбурга его переместили в Нюрнберг в рабочей команде, это уже был 45-й год, эта рабочая команда разбирала завалы, поскольку Нюрнберг бомбили. Эсэсовцы охраняли и чехи".
В апреле 1945-го пленных в срочном порядке погнали в лагерь смерти "Дахау". По дороге их освободили американцы.
Евгений Архипович Колузаев, сын участника ВОВ
"Начали бомбёжку, охрана разбежалась, сначала эсэсовцы убежали, а потом чехи. Они остались одни и вышли на американцев".
Долгое время американцы агитировали пленных иммигрировать на Запад. В сентябре военнопленных передали на советскую территорию в Козельск для проверки СМЕРШем. Спустя 2 месяца Колузаева подтвердили в звании и уволили в запас. По спецпропуску Архип Дмитриевич приехал в Магнитогорск, работал кладовщиком на заводе горного оборудования, вместе с супругой растил троих детей. В 1956-ом году Колузаева реабилитировали, он вёл активную общественную жизнь, преподавал молодёжи военную подготовку. В свободное от работы время с удовольствием возделывал сад. И о военных годах предпочитал не вспоминать.
Евгений Архипович Колузаев, сын участника ВОВ
"На эту тему практически разговоров не было, потому что ему было тяжело вспоминать".
Архип Дмитриевич награждён Орденом Отечественной войны II степени, медалью за Победу над Германией, имеет звание ветерана труда. Дом, где он жил, был отмечен памятной табличкой. Какие отметины остались на сердце бойца, прошедшего жернова войны, остаётся только догадываться.
Евгений Архипович Колузаев, сын участника ВОВ
"Поэтому, я так думаю, он и держался, потому что закалка была, поскольку очень много сломалось в плену".