Они всегда - у руля. День работника транспорта отмечается 20 ноября. Поздравления принимают те, чья жизнь – это большое путешествие. В Магнитогорске транспортная сфера неразрывно связана с трамваем. Город металлургов - на третьем месте в стране по протяжённости трамвайных путей. Кто каждый день выходит на линию, как обучают будущих водителей и почему даже у студентов нет права на ошибку? Мария Клименко побывала в депо номер один, и расскажет о героях этого дня.
"Свет в окнах гаснет постепенно. Автомобилей шум утих. И только ровно, соразмерно трамвай колёсами стучит".
В стихах Светланы Коиновой почти как у Блока - ночь, улица... Трамвай. И всё - сначала, но отнюдь не в повторе.
Светлана вновь спешит на работу: отметиться у медика - и на обход перед очередным выходом в город.
Светлана Койнова, водитель трамвая депо № 1 МП "Маггортранс"
"Знаете, я до сих пор люблю, когда утром едешь, рано же утром едем, и смотришь, свет в окнах постепенно загорается, окна загораются, то город просыпается потихонечку".
Водители трамваев - те, кто первыми встречают закаты и рассветы, видят, как меняются времена года, люди, и сам город. За тридцать два года на линии Светлана Койнова не растеряла той романтики, что привела её в училище.
Светлана Койнова, водитель трамвая депо № 1 МП "Маггортранс"
"Я ездила в трамваях и всегда подходила к кабине и через стекло всегда смотрела, как работает водитель трамвая. И мне это было так интересно. И были такие надписи мне неизвестные. Ну, и в один прекрасный день, я же ещё в училище училась на Ржевского, и в один прекрасный день я пошла туда в училище и говорю: "Я хочу быть водителем трамвая!". И всё, и меня зачислили в группу".
Теперь Светлана и сама - не просто водитель, но ещё и наставник. Обучает студентов, которые тоже, как и она когда-то, желают смотреть в окно трамвая с водительского кресла. Одна из таких - Елизавета Алексеева. Рассказывает: ушла с нелюбимой работы, и однажды утром проснулась с мыслью: тоже хочет возить пассажиров.
Елизавета Алексеева, студентка учебного центра МП "Маггортранс"
"Я начала учиться, поняла, что это на самом деле интересное очень дело, то, что я хочу связать с этим жизнь. Движение. Во время поездки видно город, как на ладони. Само управление трамвайным вагоном. Лично для меня это похоже на полёт. Очень приятно ездить. Особенно в новых моделях "Горизонт".
"Из первой партии, которые к нам в город пришли "Горизонты". Их видно, они с прямой мордочкой".
Новые "Горизонты" в депо называют "утконосы", "утюжки" или ласково - "мальчики". А вот другие - 623-й модели - "морковки".
Валентина Ушакова, водитель трамвая депо № 1 МП "Маггортранс"
"То есть, ну, каждый в основном свой вагон называет так. То есть "малыш", "мальчик", "железный конь", то есть с любовью, потому что, ну, это наша жизнь, это наша работа, и мы здесь очень много времени проводим. И, соответственно, хоть, конечно, мы это и понимаем, что это имущество предприятия, но это наша душа, поэтому, ну, по-другому не может быть".
Валентина Ушакова тоже в своих "малышах" души не чает. За семь лет работы успела поездить и на старых моделях вагонов, и на новых. Последние, конечно, выигрывают - с такой автоматикой похожи на космолёты. Системы бдительности не дадут ни заснуть, ни отвлечься на телефон. Но посторонними делами заниматься и не получится, ведь главные критерии для водителя трамвая, пожалуй, внимательность и бдительность.
Евгений Карамышев, преподаватель учебного центра МП "Маггортранс"
"Водитель трамвая – это не просто человек, который управляет трамвайным вагоном и должен обезопасить себя и своих пассажиров, но также в какой-то мере водитель трамвая прогнозирует действие, траекторию других участников дорожного движения, тех же самых автомобилистов.
Здесь уже сразу, если человек может или не может. Третьего как бы не дано".
Поэтому если начинающий водитель сдаст на "отлично" всю теорию, ПДД, выучит устройство подвижного состава, но провалится на практическом экзамене, второй попытки уже не будет - профнепригоден.
Так что на линию выходят лучшие. С крепкими нервами, внутренним стержнем, глазом как у орла и... умением правильно отдыхать.
Валентина Ушакова, водитель трамвая депо № 1 МП "Маггортранс"
"Я захватываю почти три графика, то есть я работаю на трёхсменке, это я работаю четыре с утра смены, четыре - во вторую и четыре - в ночь, то есть я захватываю все этапы. Я бы не сказала, что это сложно, подстроить просто свой график надо и себя, и настроить на то, что нужно перед работой отдыхать прежде всего".
Жёсткий график для Валентины - не помеха. Рассказывает: всегда любила путешествовать на машине и автобусными турами. Поэтому чувствует себя свободной на работе, где каждая поездка - как первая.
Валентина Ушакова, водитель трамвая депо № 1 МП "Маггортранс"
"И другого места я для себя не вижу. Это мое действительно, потому что я как путешествую по городу, каждый раз, когда, выходя на линию на своем вагоне со своими пассажирами, я вместе с ними путешествую и замечаю, как меняется город. Скоро будет Новый год, будет подготовка к Новому году, город будет переодеваться к Новому году. Это чувство свободы, чувство дороги, и вот это меня и привело, наверное, в большей степени сюда, поэтому это мой выбор".
Такая любовь к профессии всегда приносит успех в карьере. Валентина представляла Магнитогорск на всероссийском конкурсе водителей трамвая в Волгограде. Но мастерство - не только в технике. Бережнее всего, говорят и новички, и бывалые водители, нужно относиться к пассажирам. Чего греха таить: они бывают... разные, но секрет спокойствия всех участников маленького путешествия прост.
Светлана Койнова, водитель трамвая депо № 1 МП "Маггортранс"
"Их надо просто любить. У меня всегда самые лучшие в мире пассажиры были, я никогда с ними не конфликтовала, и всегда мы по-доброму друг к другу относились. Всё зависит от того, какой сам человек, если водитель пришёл с настроением, если водитель добрый, и пассажиры все будут добрые. Я вот ни одного дня не пожалела, что я работаю водителем трамвая. Я люблю и обожаю просто свою работу".
"Пройдут года, вновь мгла ночная накроет город тишиной, но будет, с ритма не сбиваясь, трамвай стучать в ночи немой".



