В Магнитогорском историко-краеведческом музее продолжает свою работу выставка "На перекрестке творческих дорог". На ней представлены уникальные свидетельства того, что в годы своего становления Магнитогорск получил известность не только как город огня и металла, но и высокой культуры. И что именно эти начиная помогли Магнитке занять своё особое место среди металлургических центров страны.
Три театра, консерватория, 6 школ искусств, картинная галерея, концертное объединение - таким разнообразием учреждений культуры могут похвастаться разве что города-миллионники. 400-тысячная Магнитка к ним никогда не относилась. Однако звание второй столицы Южного Урала за ней закрепилось давно и прочно. И причиной тому как раз высокий социальный и культурный уровень жизни, который начал формироваться ещё в 1930-е годы. О чём во всех подробностях и рассказывает выставка, открывшаяся в краеведческом музее.
Татьяна Фатина, старший научный сотрудник Магнитогорского историко-краеведческого музея
"Когда тяжёлое строительство, когда люди приезжали сюда и не знали, что их ждёт. Т.е. начиналось это именно тогда и это была политика государства".
По мнению руководителей советского государства, культурная отсталость могла стать главным тормозом в деле коммунистического строительства. Поэтому первые агитбригады появились в бараках первостроителей Магнитки в 1929 году. А через три года на импровизированных площадках уже выступали такие звёзды, как Любовь Орлова, Клавдия Шульженко, Леонид Утесов. Тогда же был организован и свой театр рабочей молодёжи.
Татьяна Фатина, старший научный сотрудник Магнитогорского историко-краеведческого музея
"И вот можете себе представить, что человек, который писал музыку для этих спектаклей, Матвей Блантер. Мы его знаем, как автора "Катюши", как автора "Жди меня и я вернусь". Т.е. это те песни, которые долго в советское время согревали душу всех людей. И вот он начинал именно здесь".
Вот так формировался духовный стержень Магнитки. Заложенные тогда традиции Магнитогорский металлургический комбинат не просто сохранил, а начал в последствии активно культивировать.
Татьяна Фатина, старший научный сотрудник Магнитогорского историко-краеведческого музея
"Вот сейчас в нашей стране предпринята такая акция, как создание "Пушкинских карт". А в Магнитке, в советское время уже было такое, когда в рамках системы эстетического воспитания молодёжи студентам раздавали абонементы и они по этим абонементам обязаны были ходить на спектакли театра "Современник" или "Театра на Таганке". С кем заключались договоры и артисты приезжали сюда".
Юрский, Табаков, Райкин - Магнитка не только принимала у себя самых именитых артистов, но и притягивала к себе ещё не огранённые таланты. Именно так в драмтеатре появился Леонид Броневой.
Татьяна Фатина, старший научный сотрудник Магнитогорского историко-краеведческого музея
"Он приехал сюда. Это был 50 год, но сложилось не очень хорошо. На левом берегу в театре случился пожар. Т.е. работы у него не было и он несколько месяцев работал на ММК, в качестве грузчика. Он деньги зарабатывал, чтобы хоть как-то прокормиться".
В Магнитогорской драме Броневой отыграет 2 сезона. Позже, уже в следующем столетии, в 2008 году, именно этот театр принесёт Челябинской области первую "Золотую маску". Т.е. город станет самодостаточным в культуре. Однако имена тех, с кого она начиналась, молодым поколением будут забыты.
Татьяна Фатина, старший научный сотрудник Магнитогорского историко-краеведческого музея
"Вот вы представитель молодого поколения, вот Сергей Юрский, Олег Табаков - вам знакомы эти фамилии? Она сказала нет. Об этом надо говорить. Не только говорить, об этом надо кричать".
Татьяна Фатина уверена, заложенные когда-то традиции должны передаваться из поколения в поколения. Это поможет сохранить тот высокий уровень культуры, которым Магнитка сегодня может гордиться по праву.