Пятнадцать лет назад, первого марта 2006-го года, на Магнитогорском металлургическом комбинате произошла смена эпох. Мартеновское производство практически полностью прекратило своё существование, ушли в прошлое рыжие хвосты из труб мартеновских печей. На освободившихся производственных площадях начал свою историю электросталеплавильный цех. Сегодня - одно из ключевых подразделений и сталеплавильного передела, и комбината в целом. Репортаж Игоря Гурьянова.
съёмки телекомпании "ТВ-ИН" (март 2006 г.)
Кадры, запечатлевшие столь знаковые события, как пуск нового производства, в архивах телекомпании "ТВ-ИН" хранятся на особой полке. Здесь - этапы большого пути, который проделало сталеплавильное производство ММК, чтобы освоить третий, самый экологичный способ выплавки стали. К тому времени мартены устарели морально и физически, слово "экология" произносилось всё громче, а рыжее небо над Магниткой стало мемом. С момента первой плавки, а скорее - ещё раньше, строительству и запуску ЭСПЦ уделялось особое внимание как со стороны руководства ММК, так и власти - и федеральной, и региональной.
Виктор Рашников, председатель Совета директоров ПАО "ММК"
2Экология во главе всего стоит. Понятно, что не будет уже никаких дымов, выбросов. С запуском электропечей это всё уйдёт. Прежде всего это экономика, а это значит - новые технологии, коорые действуют в мире, и мы идём по этому пути. А если это новые технологии, значит - экология".
Пётр Сумин, в 2006-м - губернатор Челябинской области
"Это чрезвычайно нужное, полезное и эффективное производство. И очень чистое в экологическом плане".
Много стали утекло за 15 лет работы ЭСПЦ. И без того более экологичное, нежели конвертер и уж тем более мартен, производство постоянно совершенствовало системы очистки, обрастало новыми агрегатами и печами. Изначально рассчитанные на переплавку металлолома, сегодня печи цеха практически всеядны: могут работать и на жидком чугуне, и на сочетании его с ломом. Сложнейшее производство.
В цехах и переделах комбината съёмочным группам как правило рады. Другой вопрос, что металлургам порой не до нас. Вот и на площадке цеха ничто о юбилее не напоминало - некогда, плановый ремонт. В условиях, заметим, непрерывного производства.
Алексей Красноярцев, начальник ЭСПЦ ПАО "ММК"
"Сегодня нам исполнилось 15 лет. Поздравляю вас с этим событием, много было свершений, много работы было проделано за это время. Я надеюсь, что мы так же плодотворно будем работать дальше".
Собственно, этими словами торжество и обошлось. Вот правы были авторы выражения "праздник в рабочей спецовке". Под аккомпанемент гудящих электродов. Грохот завалочных машин. Сирены кранов, как пушинку переносящих по пролётам двухсоттонные ковши со сталью. С 2004-го года эту симфонию слушает Артур Хамидуллин, сейчас - заместитель начальника цеха.
Артур Хамидуллин, заместитель начальника ЭСПЦ ПАО "ММК"
"В 2006-м году мартен, маретновский цех, перестал существовать, и назвали его электростаелплавильным. С вводом двух печей. При этом от предыдущего цеха оставили один агрегат двухванный сталеплавильный. Который до сих пор производит сталь".
Смеем предположить, что остался не только двухванный агрегат. Осталось немного тайны, чувство сопричастности к великому, осознание персональной ответственности за общее дело. У сталеплавильщиков это в крови. Впрочем, таких слов на промплощадке избегают: на пафос не остаётся времени, работать надо, загрузка стопроцентная. Чем сложнее производство, тем меньше текучка кадров. парадокс только на первый, непосвящённый взгляд.
Альберт Гумаров, мастер участка ЭСПЦ ПАО "ММК".
"Коллектив у нас отличный. Дружный. Дружно друг другу помогаем. Не только на работе, но и за пределами цеха. Все придут на выручку, никто никого не бросит, все подсказывают, более опытные - молодым. Коллектив очень дружный и сплочённый, все работают достаточно давно".
Под пролётами цеха величаво плыл очередной гигантский ковш. Продолжали гудеть электроды, конвейер с заготовками просто завораживал. На 200 тонн длиннее становилась стальная река Магнитки. Электрорсталеплавильному цеху шёл 16-й год.